Идеализм (попутно Материализм) и Эгоизм

Oct 21, 2011 23:25


(поиск смысла жизни)

Прежде чем приступить к попытке толкования должен напомнить о согласии в терминах (вот, кстати, в русском языке слово термин переводится и словом определение, и словом граница, и словом понятие, не говоря о том, что и слово край уместно при переводе в зависимости от контекста). Говорю это к тому, что даже если новое слово, которое я буду употреблять, уже известно, тем не менее, буду его расшифровывать. Не обессудьте, если придётся спотыкаться в процессе чтения.

Необходимо всегда критически подходить к вопросу о том, что и кто определяет. Общеизвестно, что одни и те же явления в разных сферах науки и практики в качестве при формулировании понятий первооткрыватели используют, как родные, так и разные иностранные языки. Происходят заимствования и подмены терминов из одних отраслей знания в другие. Более того, пользуясь одними и теми словами разные люди вкладывают каждый свой смысл и своё понимание значения того или иного термина. Например, слова: смекать, соображать, мыслить, сознавать означают один и тот же процесс думания в одном языке, однако слово рефлексия (латинское) означает то же самое, но в добросовестном переводе на русский означает загиб, отражение. Можно только удивляться тому, как мы ещё друг друга понимаем?!

«Идеализм и Эгоизм»? Когда-то, заметил себе, что эти понятия из разных направлений человеческого познания: одно из философии, а другое из психологии. Сейчас же по зрелому размышлению могу определённо утверждать, , что эти понятия решают одни мировоззренческие проблемы и, следовательно, объединяет их психология. Более того  философия это частный случай проявления психологии в образе конкретного человека, блуждающей, ищущей личности. Любая философия имеет основание в поисках решения вопросов терзающих душу (чувство и сознание человека) и является средством воздействия на человеческую психику, средством формирования ориентирующих установок, подлежащих исполнению. Чаще всего это установки приходящие извне; давление чужого миропонимания или мировоззрения, которое, при определённых условиях, может приниматься невольно (в силу традиции сложившейся на данной территории или исторических ценностей социальной группы), а может быть принято и сознательно, заинтересованно, если это соответствует целям познания конкретного человека и соответствует настроению его чувства.

Относительно эгоизма могу сказать лишь, что он есть воплощение и олицетворение инстинкта самосохранения. Явление это присуще всем и каждому человеку, если он не останавливается в развитии и самопознании. Эгоизм становится тем инструментом, благодаря которому человек достигает соответствующего его энергетическому потенциалу и особенностям, позволяющим развивать способности, своего индивидуального социального статуса. Эгоизм творец судеб.

Эгоизм это тоже взгляд на мир с особой, персональной позиции «Я» (лат. «эго»), только эта позиция, на первых порах, не нуждается в общественном признании и привлечении сторонников, она присутствует в каждом без теоретического обоснования с зачаточных проблесков сознания, в действительном своём качестве инстинкта самосохранения и с момента рождения. В ней столько же вреда, сколько и полезности. Она нейтральна до тех пор, пока человеку не приходится реагировать на требования окружающей среды и делать выбор, в каком направлении проявлять усилия сознательной воли: на то, чтобы согласиться, потворствуя животному началу или противостоять, заявляя себя в качестве Человека.
Быть человеком трудно потому, что это путь самоограничений и самоотверженности. Но с другой стороны в этом есть, ни с чем не сравнимое, удовольствие от чувства свободы и сознательного творчества и это необходимо только самому человеку избравшему этот путь своим чувством.

Кому-то всё равно кем быть, а кому-то приятнее быть животным. Всему в этом мире есть место и на всё своя воля случая, каждый выбирает свой рисунок комфорта: кому активное человеческое творчество, кому пассивное или активное ублажение животных потребностей. Не всякий избравший свой путь живёт или заканчивает дурно. Просто каждый наслаждается или печалится следствиями своего выбора и реализацией своего энергетического потенциала. В каждом отдельном, персональном случае действуют свои компенсаторные законы и механизмы в силу диалектической противоречивости этого мира: если в одном месте даётся, то в другом отнимается. Правда, этими же законами диалектики только Человеку от природы свойственно, исполняя свой выбор достигать равновесного, гармонического рисунка собственной жизни в противоречивых её основаниях.

У явлений эгоизма и идеализма имеется общий психологический корень, то есть, общая функция управления поведением человека через его мировоззрение.

Слово идея, от которого произошло слово идеализм, происхождения греческого. Буквально греческое слово эйдос, аналогом которого в латинском языке является слово форма, в русском языке соответствует слову вид, образ, знак. Иначе говоря, идея или образ это особый картинный характер памяти, преимущественно зрительной, но не обязательно. Образом такого рода можно считать любой образ, исходящий от любого органа чувств, например звуковой образ, образ осязания или обоняния (образ жары или холода, образ тяжести или ощущение влаги). Короче говоря, образ есть подобие отпечатка предмета или действия принятое за основу человеческим сознанием и воссоздаваемое при помощи мысли, в качестве характерного, важного и определяющего свойства.

В качестве философского понятия впервые введён греческим учёным-философом Демокритом, который этим словом (эйдос - геометрическая форма) назвал предположенное им наличие мельчайшей частицы материи - атома, когда названия для него ещё не было.

У Платона эйдос или идея означает мыслимый образ предметов, вещей как их первоосновы, искусственно, при помощи сознания, отделённый от них и очищенный от всего телесного и чувственного, то есть материального. Эта изолированная  от материальной шелухи и грязи «чистота»,  отторгнутая сознанием от множества же предметов во множестве образов «чистоты», усилием воображения того же сознания, поселена для жизни в особое искусственное царствие идей. Наверное, мыслилось это по аналогии с представлением о том, что многие греческие боги обиталина Олимпе.

Такой порядок представлений философии идеализма о царствии идей есть то, что приближает его к подобию современного религиозного представления о вечности души, о приобщении к этой вечности души человеческой (очень близка к этим представлениям идея о переселении человеческих душ в новые телесные образы) . Не удивительно, что история христианской религии считает Платона своим идеологом, как бы предсказателем чистого образа бога Отца, заменившего в теории идеализма множество очищенных бестелесностей. Однако, этот же порядок изменений материальных явлений в идеальные даёт представление о материалистическом процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира органами  чувств человека и переводе полученных образов в сферу  психики (в сферу чувства и сознания), а так же их обратного извлечения.

Само понятие идеализм принадлежит, как уже отмечалось, к области философии, определяющей мировоззренческие позиции, а вернее вектор сознательного ориентирования.  Имеется в виду, в частности, установки человека или взгляды его о том что такое жизнь, какой смысл (цель, цели) в ней и какими средствами он (она, они) достигается. Применительно к познанию и регулированию психических процессов речь идёт о формировании представлений о том, какие существуют инструменты и механизмы, которые позволяют  строить уравновешенный порядок в своей психике и на этом основании жить осмысленно и приятно.

Идеализм, уже как практика исполнения установок философских теорий, это не только стремление к идеалу нравственного,  то есть, человеческого (против животного) образа существования, совершенства в поступках. На это в качестве наряженной маски способен и эгоизм, когда он ищет изощрённого удовольствия из соображений самолюбования своим совершенством. Идеализм это, так же, и лёгкость восприятия (внушаемость вообще и, избыточная внушаемость по отношению ко всему мистическому, в частности), доверчивость в отношении религиозных убеждений, начиная от простого шаманства, ворожбы, гадания и знахарства до сект и масштабных религиозных течений и конфессий. Но не только.

Идеализм в практическом смысле, это прежде всего, не подверженная критике сознания доверчивость собственному чувству. Да, чувство абсолютно во всём право. Оно является самым надёжным поводырём и охранником, однако, не облагороженное сознанием и его сознательной волей, оно делает человека животным и, ведя в человеческой жизни самым прямым и грубым путём оно травмирует не только окружающих, но и самого человека, отнимая у него удовольствие быть соучастником жизненного процесса и наслаждаться творчеством (гибкостью) сознания.

Любая философия это проявление энергетики и психологического строя или особенностей отдельной выдающейся личности, которая впервые заявила свой взгляд на понимание и объяснение окружающего нас мира и, которая имеет согласных с этим взглядом последователей в процессе исторического развития человеческой цивилизации. Не надо страшиться самого слова философия. Оно всего-то и означает, что проявление способности человеческого мышления искать и находить порядок в стихийном. Приведение человеком своего особенного порядка в согласие с порядком мира и есть процесс мировоззрения, личный образ философствования.

До тех пор, пока человек не касался науки философии и незнаком с ходом мысли или с принципиальными (основными) формулировками её ярких и выдающихся представителей, ему кажется, что только он один такой умный и только его взгляд на мир особенный и неповторимый. В действительности он прав только отчасти потому, что все особенные взгляды на мир особенны только в частностях, а простор для выбора, к какой категории мыслителей себя отнести, у него не большой.

В мире европейской философии исторически сложилось всего две точки зрения или два мировоззрения, две традиции, избираемые даже не сознанием, а чувством, в качестве пути по которому хочет следовать и следует человек: Идеалистическое и Материалистическое мировоззрение.

Идеализм имеет своё основание в чувстве, в его мистических проявлениях творчества в виде сновидений и бодрствующих иллюзий, в процессах фантазирования, вмешивающихся в сознательные процессы. Материализм  принимает за основу факты, предметы и явления реальной жизни, достижения сознания в научной области, но не без вторжения в процессы фантазирования, которые так же приносят свои материальные плоды, но только тогда, когда к ним прикладываются еще руки, ноги и техника.

Идеализм ведёт своё начало от Платона. В кратком виде формулируется так: сознание первично, а материя вторична, то есть благодаря сознанию строится бытие. Материализм в качестве научной теории познания идёт от Аристотеля (ученика Платона) и формулируется так: материя первична, а сознание вторично, то есть, благодаря бытию строится сознание.

Конечно, формулировки даны в современном, популярном исполнении. Оба эти мировоззрения изощрённо спорят между собой в надежде доказать свою правоту или опровергнуть защиту другого и не могут победить в силу недоказуемости причинных постулатов (для материалистов нет научных материальных свидетельств существования Бога, а для идеалистов нет других, кроме Божественного начала доказательств рождения мира). («Матириализм и эмпириокритицизм» и подготовительне материалы к ней, изданных отдельным томом в Полном Собрании Сочинений В. И. Ленина. Рекомендую в качестве учебника по освоению Диалектики )

В живом действительном мире, который не замыкается рамками Европы и её философской традиции, существует самое близкое с моей точки зрения мировоззрение: Восточно-азиатсткое (китайское) утверждающее, что бытие и сознание постоянно меняются местами, что мир это путь (Дао) гармонизирования противоречий (взаимодополнение Инь и Янь).

При всём том, что метод диалектики (научный метод познания и преобразования мира путём раздвоения единого и познания его противоречий или противоречивых частей его) вырос из диалогов (бесед) грека Сократа, дошедших до нас благодаря Платону (Сократ не оставил письменного наследия), тем не менее, этот самый востребованный современной наукой диалектический метод приходится ближе всех к мировоззрению китайского Дао.

Все образованные люди, так или иначе связанные с наукой, выражают в своей практической производственной деятельности, как правило, материалистическое мировоззрение, отвергающее идеализм (хотя физики и математики уже вводят в свои доказательства понятие «внешнего наблюдателя»).

Вне производства, то есть в быту, где взаимосвязи явлений менее откровенны и более запутаны, а от того и менее понятны, где в отличие от явной логичности производства, местами дают о себе знать иррациональные явления, властвуют одновременно и материализм и идеализм.

В ситуации неопределённости, когда человек не может руководствоваться исключительно возможностями сознания, идеализм, в смысле чувственных устремлений, в качестве стихийного суеверия в первую очередь, а если есть какие-то основы религиозных представлений то и в качестве религиозного мировоззрения, очень часто становится психологическим принципом руководящим нашими человеческими поступками. В смысле управления малопросвещёнными массами это даже очень неплохо: толпа должна быть смирной, смиренной воизбежание революционного псхиоза (бунта "кровавого и беспощадного").

Основой идеализма с одной стороны является непонятность внутренних причин жизни вне чёткого, отрегулированного производства, где каждый знает себя как профессиональную функцию и даже чувствует свой социальный вес. С другой стороны, совершенное незнание себя,   так же, становится опорой идеалистического мировоззрения.

Кому приходит в голову особенно в молодости, что причиной всех неприятностей во взаимоотношениях с другими людьми может быть сам человек? Глупость какая! Конечно, виноваты все и каждый в отдельности, но только не он сам. Хотя, справедливости ради необходимо отметить, бывает, что и люди неправы в отношении к человеку (тут уж не столько идеология, сколько этика, нравственность).

С другой стороны основой идеализма в самых высоких нравственных проявлениях оказываются не осознанные страхи и неуверенность в себе, приверженность человеческим традициям однажды принятым в качестве приятных собственному чувству и позволяющих преодолевать страх и неуверенность, утверждая себя в качестве нравственного субъекта в социуме (по крайней мере, стараться играть эту роль, но это уже из области психического нездоровья).

Психологической основой идеализма чаще всего служат собственные фантазии (иллюзии), собственные или принятые извне мистические (таинственные) настроения чувства, которые позволяют человеку переложить ответственность за последствия собственного выбора и решения на плечи таинственных сил. В случае если ответственность взята добровольно, но усталость от её избытка перенапрягает психологически, а так же изнуряет физически, то увлечение мистикой, фантазированием, даже игрой в любовь предоставляет возможность «убегать» в поле идеализма, где есть возможность выключить себя из реальных процессов.

Единственно верным средством управления эгоизмом является использование его сознательно-волевого начала и потребительской направленности чувства на усвоение достижений культуры человеческой цивилизации. Усвоенное сознанием необходимо применять с целью сохранения, приспособления, преобразования и совершенствования материальных условий окружающей среды и нравственного образа человека для достижения комфорта физической и психологической активности.

Из идеалистических настроений необходимо использовать творческое свойство чувства для активизации творчества сознания. Уделяя первостепенное значение внешним обстоятельствам, мы их переоцениваем потому, что не хотим видеть себя и своего места и преобразующей роли в общей картине мира. Даже тогда, когда наша движущая сила - инстинкт самосохранения, в плоти и образе эгоизма, заставляет нас расти, преодолевая сопротивления окружающей среды, приспособливая  и самоутверждаясь  в ней, мы редко задумываемся над тем, что знания о себе помогли бы нам пройти некоторые участки нашего пути менее болезненно и с меньшими временными и трудовыми затратами. Не изучая, не познавая себя, мы недооцениваем себя. Застывая в потребительском самообслуживании эгоизма мы переоцениваем себя потому, что в нас отсутствует здоровый критический взгляд на себя и, мы не замечаем, что производим в глазах и сознании окружающих нас людей впечатления уродцев.

Необходимо заметить, что избыточная критичность по отношению к самому себе уже по определению явление далёкое от здорового психического состояния. Для здорового психического состояния остро необходимо просвещение и размышления, а на их основе постепенно приобретается адекватная оценка реальности и своего места в ней. Постоянная и кропотливая работа над самопознанием и самоуправлением позволяет приводить в норму и упорядочивать внутренние и вешние процессы, стремиться к здоровой форме человеческого, нравственного функционирования и от этого получать удовольствие. Жизнь в уверенности и радости от результатов собственных усилий стоит того, чтобы потрудиться.

Previous post Next post
Up