В московском издательстве "Центрполиграф" вышла книга Джорджа Фрэнсиса Доу "История работорговли. Странствия невольничьих кораблей в Атлантике", пер. с англ. Л.А.Игоревского.
Джордж Фрэнсис Доу, историк и собиратель древностей, автор многих книг о прошлом Америки, убеждает читателей, что в морской летописи не было более черных страниц, чем те, которые рассказывают о странствиях невольничьих кораблей. Армады морских судов с трюмами, набитыми чернокожими рабами, шли от побережья Гвинейского залива в Вест-Индию и к берегам Американского континента, где несчастных продавали или обменивали на самые разные товары. В книге собраны воспоминания судовых врачей, капитанов и пассажиров, а также письменные отчеты для парламентских комиссий по расследованию работорговли, дано описание ее коммерческой структуры. Повествование сопровождает более 50 гравюр и других иллюстраций.
Вступление
Глава 1. Побережье Гвинейского залива
Глава 2. Сэр Джон Хокинс, работорговец
Глава 3. Отправление из Лондона корабля
"Ганнибал" в 1693 году
Глава 4. Отбытие из Лондона "Альбион-фрегата"
с невольничьей миссией
Глава 5. Работорговцы из Ливерпуля и Бристоля
Глава 6. Мятежи на борту невольничьих кораблей
в раннюю эпоху
Глава 7. Рассказ судового врача
Глава 8. Гвинейская миссия и матросы
Глава 9. Невольничий бриг "Руби" из Бристоля
Глава 10. Капитан Кроу, последний работорговец
из Ливерпуля
Глава 11. Воспоминания работорговца
Глава 12. Жизнь в фактории на побережье
Гвинейского залива
Глава 13. Контрабанда рабов столетие назад
Глава 14. Рейсы невольничьих судов из
Род-Айленда
Глава 15. Некоторые невольничьи суда Америки
Глава 16. Шесть месяцев на борту невольничьего
судна в 1860 году
Глава 17. Последняя миссия американского
невольничьего судна
"Вслед за пиратами расскажи мне о работорговцах" - с этих строк "Вступления" начинает Джордж Ф. Доу повествование, сразу отмечая параллели между пиратами и работорговцами.
В книге, конечно, не все выводы автора параллельны фактам. Можно поспорить, когда он говорит, что "нет свидетельств тому, что пираты и разбойники когда-либо считались достойными людьми". Такие свидетельства несомненно есть, особенно богата ими древняя история морского разбоя и пиратства. Храбрейшие из героев Ахилл и Одиссей яркое тому подтверждение. Но то, что работорговля до начала XIX века рассматривалась как вполне легальный бизнес - абсолютно точно.
Главная ценность книги заключается в том, что в ней собраны реальные документы, письма, отчеты, дневники и журналы участников работорговых рейсов.
Для любителей истории пиратства особенно интересными будут главы, содержащие повествования из журналов о путешествиях Джона Хокинса, Томаса Филлипса, Уильяма Снелгрейва и др.
Особое место в книге занимает рассказ из "Откровений работорговца: из автобиографии капитана Ричарда Дрейка, торговца африканскими рабами в течение пятидесяти лет - с 1807 по 1857 год." Уверен, ни одного читателя не оставит равнодушным эта интересная, яркая, жестокая и откровенно циничная эпопея работорговца, который сам успел побывать рабом, и, помимо всего прочего, пиратом.
Не обошли стороной книгу уже привычные нам ляпы и ошибки.
Например, на стр.309 утверждается, что невольничий корабль "Марта" из Нью-Йорка был захвачен военным бригом США "Перри" 18 июня 1850 года вблизи Амбизы. Подпись под соответствующей гравюрой противоречит этому сообщению - захват "Марты" датирован 6 июня 1850 года близ Амбриза.
Провинция Нью-Гэмпшир на стр.310 указана как Нью-Хэмпшир, а в подписи под гравюрой - Нью-Гемпшир...
Но это всё мелочи.
Хочется также отметить, что первое издание книги Джорджа Ф. Доу "Slave ships and slaving" вышло в свет в 1927 году. Остается только приветствовать тот факт, что наши отечественные издательства наконец-то начинают обращать внимание на работы западных историков прошлых лет и не жалеют средств на их перевод и публикацию.
P.S. Отдельный респект переводчику Л.А.Игоревскому, благодаря трудам которого мы имеем возможность читать книги Джорджа Ф.Доу, Джулиана Корбетта, Дж.А.Балларда, Карло Чиполла, Гарольда Лэмба, Дэвида Дугласа, Бернгарда Рогге, У.Мора и др.