Историческая архаика и пиратологическая ветошь от Д.Н. Копелева

Aug 18, 2022 19:43


  "С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре...", - однажды придумали нехитрую формулу Баснер и Матусовский, а Менахен-Ман Неухович Нейман (Марк Бернес) её исполнил.
   Такое же "исполнение" нередко можно видеть и в истории пиратства: один пиратовед придумает какую-нибудь мудрёную картинку-формулу, а другие "исполняют". Причём даже не задумываются над тем, что историческая наука не стоит на месте, открываются новые источники информации, формулы и взгляды меняются... Но ведущие отечественные историки многолетними пеньками как пустили корни в одной заимствованной идейной трясине, так и кормят её трухлявыми ошмётками доверчивых читателей.

Доктор исторических наук Дмитрий Николаевич Копелев с 1997 года почти в каждой своей работе по истории пиратства "удивляет" читателей сложной и трудоёмкой схемой "Связей между англо-американскими пиратскими экипажами (1714-1726)".





И если в первом издании ("Золотая эпоха морского разбоя", 1997 г.) он скромно утаил источник её заимствования (обезличив его в общем разделе "Использованных источников и основной литературы"), тем самым создав у читателей иллюзию, что он сам составил эту сложную схему; то, к его чести стоит признать, в последующих своих работах ("Раздел Океана в XVI-XVIII веках: Истоки и эволюция пиратства", 2013г. и "Битва портуланов: Забытые и малоизвестные страницы военно-морской истории XVI-XIX столетий", 2019 г.) автор уже не стесняется афишировать истинного создателя рассматриваемой схемы - американского профессора Маркуса Редикера (род. 1951 г.) и его работу "Between the Devil and the Deep Blue Sea: Merchant Seamen, Pirates and the Anglo-American Maritime World, 1700-1750", 1987 г. (рус. "Между дьяволом и глубоким синими морем: моряки-торговцы, пираты и англо-американский морской мир, 1700-1750").



Не надо быть академическим историком, чтобы понять, что в основе схемы заложена информация из двухтомного издания Капитана Чарльза Джонсона "Всеобщая история пиратов", 1724 - 1728 гг. (использ. упрощ. назв.). Впервые предоставив схему в "Золотой эпохе морского разбоя", Д.Н. Копелев в 1997 году писал:

"В основу диаграммы положены две цепочки. Первая линия идёт от известного капитана Бенджамина Хорниголда и начинается у Багамских островов.
   Вторая цепочка исходит из встречи пиратских кораблей Эдуарда Лоу и Джорджа Лоутера в 1722 году".

Предлагаю уважаемым читателям обратить внимание на первую цепочку, которая начинается с Хорниголда. Мы видим прямую передачу (наследование) связи от Хорниголда к С. Беллами и Ч. Беллами. Они, в свою очередь, связаны совместным плаванием с Уильямсом и Ла Бушем (Ла Бюз). Причём в первом издании Д.Н. Копелев неверно передал схему, лишив Сэмюэля Беллами связей с Уильямсом. В последующих его работах эта связь прослеживалась.



Замечу, что у Джонсона представлена биография только одного Беллами - Сэмюэля. Про Чарльза Беллами у него лишь упоминание...
   Но в своей книге Д.Н. Копелев даёт краткое пояснение:

"Беллами Сэмюэл - потерпел кораблекрушение у полуострова Кейп-Код и, по-видимому, утонул (1717).
  Беллами Чарльз - судьба неизвестна".

"Судьба неизвестна"?!. Как же такое возможно?!. Почему при неизвестной судьбе нам рисуют схему связей Чарльза Беллами с Хорниголдом, Уильямсом и Ла Бушем?.. Все эти связи историки относят к Сэмюэлю Беллами! Причём тут Чарльз Беллами?



Слева - портрет Сэмюэля Беллами из рекламной серии "Пираты Испанского Мэйна" для сигарет табачной компании "Allen & Ginter". Авторы - "George S. Harris & Sons", 1888 г. Справа - карта Jolly Roger Cups 1936 года с изображением пирата Сэмюэля Беллами. Она была изготовлена компанией Pac-Kups Inc для компании Dixie Cup из Истона.



Коллекционная карточка  Leaf Pirate 1948 года.

В первом издании своих пиратологических трудов академический историк Д.Н. Копелев читателям никак не поясняет связей двух Беллами, ибо и сам не знает, что же имел ввиду Маркус Редикер, рисуя в схеме связи двух однофамильцев. Нет этих пояснений спустя 16 лет и во второй книге Д.Н. Копелева "Раздел Океана в XVI-XVIII веках: Истоки и эволюция пиратства" 2013 года (финалист премии "Просветитель" - 2013), но диаграмму он всё равно рисует и немного дополняет краткие пояснения о пиратах:

"Беллами Сэмюэл (Чёрный Беллами) - в мае 1717 г. потерпел кораблекрушение на корабле "Уидью" у Уэлфлита (полуостров Кейп-Код) и, по одной версии, утонул, по другой - был застрелен при сопротивлении.
  Беллами Чарльз - пиратствовал в 1717-1720 гг. в водах Новой Англии и Ньюфаундленда".

И снова читателям не раскрывают подробности связей Чарльза Беллами с тремя упомянутыми пиратами. Автор пишет только, что Чарльз Беллами пиратствовал в 1717-1720 гг. в водах Новой Англии и Ньюфаундленда. Более того, имя Чарльза Беллами больше вообще не упоминается в книгах Д.Н. Копелева, ни в одном из контекстов, хотя в схеме "Связей между англо-американскими пиратскими экипажами (1714-1726)" он по-прежнему "рисуется". Например, в новой книге автора "Битва портуланов: Забытые и малоизвестные страницы военно-морской истории XVI-XIX столетий", 2019 года.

Парадоксальная получается ситуация: многоуважаемый историк о нашем герое Чарльзе Беллами ничего не знает, но упорно навязывает читателям его мнимое взаимодействие с другими пиратами в сложной многоступенчатой системе связей.

Может автору пора уже пересмотреть свои лженаучные академические подходы к изложению истории пиратства и не топтаться на одном месте, скармливая читателям с 1997 года чужую идею тридцатипятилетней(!) давности?

Некоторые пояснения о загадочной деятельности Чарльза Беллами мы находим в книге американского историка Жана Рогожинского "Pirates! Brigands, Buccaneers, and Privateers in Fact, Fiction, and Legend", 1995 г. (рус. изд. "Энциклопедия пиратов", 1998 г., перв. с англ. Д.З. Вибе, А.А. Коптелова, С.Л. Никольского, А.С. Тюфлина и С.В. Филимонова):



"Беллами, Чарлз (Bellamy, Charles) - британский пират; Атлантический океан; действовал в 1717 - 1720 годы.
  Часто путают с Сэмюэлем БЕЛЛАМИ, поскольку оба пирата охотились в Атлантике в одно и то же время. Летом 1717 года Чарлз Беллами совершал походы на трёх кораблях в районе Новой Англии и Нью-Брунсвика. Его укреплённый лагерь находился в заливе Фанди, вероятно, возле города Сент-Андрус. Беллами грабил рыболовецкие и торговые суда возле южного берега Ньюфаундленда. Французский военный корабль, который его суда атаковали по ошибке в заливе Св. Лаврентия, нанёс им серьёзные повреждения. В бою было убито 36 пиратов. Беллами построил новый лагерь на мысе Пласентия".

И тут впору вспомнить книгу Чарльза Джонсона. Изучив в ней биографию Сэмюэля Белламии, мы сразу поймём, почему Чарльза Беллами "часто путают с Сэмюэлем БЕЛЛАМИ" (пер. с англ. А.Д. Степанова):

"У острова Сент-Пол экипаж "Уайды" заметил парус и немедленно пустился в погоню. Корабль остановился и поравнялся с пиратским. Выяснилось, что это французский тридцатишестипушечный корабль, перевозящий солдат в Квебек. Пираты бесстрашно вступили в бой, однако французы продемонстрировали неменьшую отвагу и попыталсиь взять "Уайду" на абордаж. Дважды пиратам пришлось сбрасывать абордажные крючья.
   Потери с обеих сторон были значительные. После двух часов боя Беллами решил, что эти французы слишком крепкий орешек, и приказал отступить. Однако враги не хотели с ним так просто расставаться и сами пустились в погоню. Французский корабль оказался столь же быстроходным, как и пиратский, и разбойники наверняка оказались бы захвачены и понесли бы наказание за свои преступления, но сгустившаяся темнота помогла им уйти. В этом бою они потеряли тридцать шесть человек, не считая раненых".

Таким образом, Капитан Чарльз Джонсон объединил эпизоды преступной деятельности двух пиратов в одну биографию Сэмюэля Беллами.

Любопытно отметить, что автор первой пиратской энциклопедии "The Pirates' Who's Who: Giving Particulars of the Lives and Deaths Of the Pirates and Buccaneers" 1924 г. ( рус. "Пираты, кто есть кто: Подробности жизни и смерти пиратов и буканьеров") английский врач и публицист Филип Госс (1879-1959 гг.) предлагал читателям только одного Беллами - Чарльза, приписывая его заслугам подвиги Сэмюэля Беллами.

Итак мы видим, что путаница среди историков между двумя пиратами Беллами действительно существовала. И благодарить за это (как впрочем, и за многое другое в освещении истории пиратства) мы должны Капитана Чарльза Джонсона.

Запутался в этом пиратском хитросплетении и Маркус Редикер, который в 1987 году составляя схему "Связей между англо-американскими пиратскими экипажами (1714-1726)" предложил читателям двух Беллами с одинаковой цепочкой связей. Хотя с исторической точки зрения взаимодействие Чарльза Беллами с Хорниголдом, Льюисом и Ла Бушем источниками никак не подтверждается. И как сознательный историк, Маркус Редикер это понял, и в очередной своей работе "Outlaws of the Atlantic: Sailors, Pirates, and Motley Crews in the Age of Sail" 2014 г. (рус. "Преступники Атлантики. Моряки, пираты и их пёстрые экипажи в эпоху паруса") исправил схему "Connections among Atlantic pirate crews, 1714-1727".



Автор удалил из диаграммы Чарльза Беллами, связи которого с другими пиратами не прослеживаются, но зато добавил новых персонажей: Роберта Дила (помощника капитана Чарльза Вейна), пиратов Роберта Сэмпла и некоего Лэйна, получивших под командование корабли от Эдварда Ингленда.



Единственная попытка изображения Роберта Дила. Коллекционная карточка  Leaf Pirate 1948 года. Фактически дублирует изображение из этой же коллекции Чарльза Беллами.

К сожалению, отечественные академические историки в лице доктора исторических наук Д.Н. Копелева продолжают кормить читателей чуждой исторической архаикой и прочей пиратологической ветошью.

Будьте бдительны!

Уильямс, Ла Бюз, Редикер, Джонсон, Дил, Сэмпл, Копелев, Степанов, пиратинизм, Госс, Беллами, Лэйн, Ингленд, Хорниголд, Рогожинский

Previous post Next post
Up