Женщины-пиратки и королевские фаворитки.

Feb 05, 2021 16:10


  В ноябре 1720 года в Сантьяго-де-ла-Вега (или Спаниш-Таун, административная столица Ямайки XVI-XIX вв.) под председательством Николаса Лоуса состоялся адмиралтейский суд над пиратской шайкой Джона Рэкхема:

"На суде также слушалось дело ещё двух членов экипажа Рэкхема, а после вынесения приговора их спросили, почему они считают, что смертный приговор не может быть исполнен, в отличие от остальных пиратов, в ответ на что подсудимые заявили, что они беременны и поэтому исполнение приговора должно быть отложено..."

Поговорим о двух знаменитых протофеминистках и женщинах-пиратках - Энн Бонни и Мэри Рид, вымышленными биографиями которых, в угоду публике, Капитан Чарльз Джонсон решил украсить свою книгу "Всеобщая история пиратов". Только этим, как известно, автор и издатели не ограничились. В первых изданиях книги (1724 г.) они предложили читателям предполагаемый портрет двух преступниц, достоверность которого также ставится историками под сомнение, что, однако, не мешает рисунку вот уже три столетия цыганским образом кочевать из книгу в книгу в многочисленных исторических исследованиях пиратоведов.




   По логике вещей и порядку представления пираток в подписи под рисунком, слева, вероятней всего, изображена Энн Бонни, а справа - Мэри Рид. Наблюдательный читатель несомненно обратил внимание на то, что художник выбрал не самых красивых натурщиц для создания образов Энн Бонни и Мэри Рид. И хоть женщин, представленных на гравюре, трудно спутать с мужчинами, тем не менее, по словам Чарльза Джонсона, одно время они старались скрывать свою принадлежность к женскому полу. И если к Энн Бонни это относится в меньшей степени (её близкие отношения с Рэкхемом не были ни для кого секретом на корабле), то в Мэри Рид многие видели "красивого молодого человека", на которого даже Энн Бонни, "не отличавшаяся целомудрием", положила глаз, чем вызвала неистовую ревность у своего покровителя Рэкхема, который "пригрозил перерезать горло её "любовнику".

Мы не знаем, были ли у женщин близкие отношения друг с другом (что вряд ли возможно при таком количестве мужчин на судне!), но характерные намёки Джонсона на интерес Энн Бонни к Мэри Рид могли подтолкнуть художника и издателей к попыткам обыграть этот интересный и пикантный фрагмент в публикуемой работе. Тем более, что жадная до интимных подробностей свободная английская читающая публика в начале XVIII века любила фривольные намёки и охотно покупала подобного рода литературу. Если внимательно присмотреться, то в книге Джонсона достаточно много таких непристойных фрагментов (от "запиканных" и скрытых ругательств до изучения размеров мужских мягкотканных трубчатых органов).

Кого же мог изобразить английский гравёр Бенджамин Коул (1695-1766) в образе Энн Бонни и Мэри Рид?

Значительный период первой четверти XVIII века в истории Англии пришёлся на двенадцатилетнее правление (1702-1714 гг.) премянницы Карла II, королевы Анны Стюарт, "слабой, нерешительной женщины, страдающей от ссор в спальне и решающей вопросы высокой политики на основе личностей",- так отзывалась о ней её фаворитка Сара Черчилль, герцогиня Мальборо.
   Историки неоднократно отмечали, что характерной чертой времени королевы Анны было стремление английского общества к острословию, что было обусловлено достаточной степенью свободы, порождённой нерешительностью правления этой толстой, вечно беременной и болезненной женщины. 17 неудавшихся беременностей, невежественность, хромота и лишний вес породили в королеве Анне боязливую и уступчивую женщину, окружённую большим количеством хитрых мужчин и коварных фавориток. Пустые шутки и насмешки над серьёзными вещами стали нормой в английском обществе и отражением в английской литературе первой четверти XVIII века. Умами читателей владели такие корифеи сатиры и острословия, как Джон Арбетнот, Александр Поуп, Джонатан Свифт, Натаниель Мист и Даниель Дефо. Двое последних, Н.Мист и Д.Дефо, сегодня являются наиболее вероятными кандидатами на авторство и псевдоним Капитана Чарльза Джонсона. Хотя, как показали поздние издания, начиная с 1725 года "Всеобщая истортя пиратов" стала публиковаться в двух различных вариантах, что по времени совпало и с прекращением сотрудничества Миста и Дефо, закончившегося потасовкой между ними и поножовщиной (по политическим причинам).

Кто смотрел оскароносный фильм "Фаворитка" Йоргоса Лантимоса, тот конечно же помнит соперничество двоюродных сестёр Абигейл Мэшем и Сары Черчилль (герцогини Мальборо) за право быть фавориткой у королевы Анны не только в государственных делах у трона, но и в её спальне. Для историков не секрет, что Анна Стюарт была бисексуальной, хотя явное предпочтение отдавала отношениям с женщинами, а в мужчинах видела лишь продолжение рода и появление наследника.
   Не было это секретом, разумеется, и для её подданных.

Я не берусь утверждать точно, но в контексте всех изложенных фактов (вымышленный портрет женщин-пираток, пикантный фрагмент домогательства Энн Бонни к Мэри Рид, их спасительная беременность, хорошо продающиеся фривольные шутки и острословия английских публицистов на известных государственных деятелей) рискну предположить, что "натурщицами" (музами) для создания образов двух известных пираток могли стать королева Анна Стюарт (Энн Бонни) и кто-то из двух сестёр-фавориток, Абигейл Мэшем или Сара Черчилль в облике Мэри Рид.

Судите сами. Толстая шея, некрасивое полное лицо с гримасой, выражающей очевидную обделённость интеллектом, характерный двойной подбородок у Энн Бонни, а также имя "Anne" делают выбор её образа очень похожим на карикатурный портрет такой же "дурнушки" и невежи (как её характеризуют современники) королевы Анны.





Портрет Энн Бонни и Анны Стюарт

Но ещё более похож портрет Мэри Рид на Мэшем и Черчилль. Почему именно на обоих, спросите вы. Они двоюродные сёстры, и в их образе есть одна общая черта, которая несомненно привлекала охочую до женских ласк Анну Стюарт. Это прямой длинный нос!



Портрет Мэри Рид и Абигейл Мэшем.



Портрет Мэри Рид и Сары Черчилль.

Согласитесь, трудно не заметить на этих портретах такую характерную и ярко выраженную деталь, как прямой длинный нос у сестёр и Мэри Рид. Особенно обратите внимание на портрет Сары Черчилль, представленный на подвеске (или кулоне). Удивительная схожесть!

Таким образом, я вполне допускаю, что Капитан Чаррльз Джонсон, Бенджамин Коул и издатели могли сознательно пойти на карикатурное изображение отношений королевы Анны с фаворитками путём передачи их образа в портрете женщин-пираток Энн Бонни и Мэри Рид, что было целиком в духе общественных нравов английской публики в первой четверти XVIII века.
   Надо же было им брать кого-то в натурщики для своих вымышленных пиратских портретов, которые, желательно, хорошо бы продавались.

Коул, Мэшем, Мист, Джонсон, Анна Стюарт, Бонни, Рид, Дефо, Черчилль

Previous post Next post
Up