Настоящие любители истории морского разбоя и пиратства несомненно хоть раз в жизни слышали имя английского мореплавателя и капера, "пирата королевы Елизаветы" Фрэнсиса Дрейка, прославившегося разбойным кругосветным круизом (1577 - 1580 гг.), в результате которого его банда награбила и доставила на родину ценностей на 500 тыс. фунтов стерлингов (при годовом доходе британской казны 300 тысяч фунтов стерлингов). Львиную долю этих шикарностей (400 тыс. ф.ст.) преступные вояжеры добыли при ограблении плавучей сокровищницы, "красы Южного моря", изобильного испанского галеона "Нуэстра Сеньора де ла Консепсьон" ("Богоматерь Непорочного Зачатия"), известного как "Caca Fogo" (или "cacafuego" - "извергающий огонь"), или более романтичное "Cagafuego" ("Пушки из дерьма", "Дерьмострел", "Говномёт").
В ранних работах популярного шотландского пиратоведа Энгуса Констама (например, "Elizabethan Sea Dogs, 1560 - 1605", 2000 г.) можно увидеть гравюру, датированную 1590 годом, на которой "корабль Дрейка "Golden Hind" ведёт бой с испанским галеоном "Nuestra Senora de la Concepcion", 1 марта 1579 года, работы Теодора де Бри".
В последующих своих многочисленных книгах ("Pirates of the Seven Seas", "Piracy. The Complete History", "The Great Expedition. Sir Francis Drake on the Spanish Main 1585-86") Э.Констам перестал датировать гравюру и указывать имя автора. И это не случайно. Дело в том, что сегодня стараниями английской Википедии принято считать, что данный рисунок был создан в 1626 году голландским художником-гравером Фредериком Хульсиусом (1580 - 1665 гг.), учеником и сотрудником мастерской Теодора де Бри. Этот же год создания гравюры (1626) можно встретить и в книге ведущего российского пиратолога, доктора исторических наук Д.Н.Копелева "Раздел Океана в XVI-XVIII веках: Истоки и эволюция пиратства", 2013 г. Хотя в более ранней его работе, "Золотая эпоха морского разбоя" 1997 года, гравюра "Захват "Какафуэго" была датировна XVI веком. Его более осторожный украинский коллега, кандидат исторических наук В.К.Губарев в книге "Фрэнсис Дрейк", 2013 г. (из культовой серии "ЖЗЛ") обозначил рассматриваемую нами гравюру как "старинная", без привязки к дате и авторству.
Неожиданно для читателей, данную "картину XVI века", демонстрирующую "бортовой залп одного из кораблей", можно встретить в книге Александра Эксквемелина "The Illustrated Pirate Diares", 2008 г., известную отечественным читателям как "Дневник пирата", 2011 г. (второе, но, к сожалению, сокращённое издание популярного труда А.О.Эксквемелина).
Другими словами, какую бы вы не взяли сегодня иллюстрированную книгу по истории морского разбоя и пиратства, там, как правило, обязательно увидите гравюру "Захват "Какафуэго". Даже если Фрэнсису Дрейку в этой книге уделяется скромное, ограниченное внимание, или вообще его нет. Как, например, в работе Бренды Рейф Льюис "Пиратский кодекс: от знаменитых разбойников прошлого до последних отщепенцев наших дней", 2010 г. ("The Pirate Code", пер. с англ. И.Н.Алчеева), в которой имя Фрэнсиса Дрейка не упоминается, но рассматриваемый нами рисунок представлен во всей своей красе почти на целую страницу печати с подписью "Пираты идут на абордаж".
Как мы видим, рисунок "Захват "Какафуэго" стал настолько узнаваемым и тиражируемым, что им стали украшать даже обложки книг о "морских псах Елизаветы".
Популярность рисунка зашкалила до того, что ему уже начали подражать, официально печатая новоделы на почтовых марках, посвященных 400-летию кругосветного грабительского рейса Фрэнсиса Дрейка.
Если внимательно присмотреться, то в правом нижнем углу представлен примитивный художественный китч на легко узнаваемую гравюру.
На фоне всеобщей любви и восхищения рисунком, впору задаться вопросом, насколько изображение, созданное графическими средствами, отвечает реальности происходящих событий при захвате "Какафуэго"? Чтобы это понять, обратимся, по-возможности, к первоисточникам: письменным свидетельствам очевидцев и отчётам участников событий.
Прежде всего, неоценимую помощь в поиске и анализе материала нам окажет серьёзная информативная работа Виктора Кимовича Губарева "Фрэнсис Дрейк", 2013 года, в которой автор отразил подробную биографию "железного пирата" королевы Елизаветы. В книге собран обширный материал документальных свидетельств, научных трудов и публицистических работ о Дрейке, написанных в разное время.
Согласно сведениям В.К.Губарева, испанский галеон "Нуэстра Сеньора де ла Консепсьон" был замечен из "вороньего гнезда" кузеном адмирала Джоном Дрейком в воскресенье 1 марта 1579 года в четырёх лигах от мыса Пунта-де-Галера. Из свидетельских показаний испанского капитана Сан Хуана де Антона, записанных известным мореплавателем Педро Сармьенто де Гамбоа, "Золотая лань" приблизилась к правому борту его корабля примерно в десять часов вечера". Полагая, что это был корабль из Чили, маэстро де Антон позволил англичанам приблизиться, но содержательного диалога у них не получилось. Под оглушительные звуки труб и громкие свисты налётчики дали залп примерно из шестидесяти аркебуз по испанскому кораблю, пустили стрелы, "а выстрел из пушки ядрами, связанными цепью, сбил бизань-мачту и отправил её в море вместе с парусом и латинским реем. После этого англичане произвели второй выстрел из большой пушки, вновь закричав: "Уберите парус!", и одновременно их пинас стал у левого борта, и около сорока лучников взобрались на руслени вант и проникли на судно Сан Хуана де Антона, тогда как с другой стороны у борта стал английский корабль. Таким вот образом они принудили судно Сан Хуана сдаться".
О том, что по реям испанца был дан залп писал и капеллан шайки Дрейка, Фрэнсис Флетчер, дневник которого публиковался в книге В.Мюллера "Пират королевы Елизаветы" в 1925 году.
Если резюмировать имеющиеся у нас данные, то в ходе сражения английские солдаты осуществили один коллективный залп из аркебуз, лучники выпустили букет стрел, а канониры пару раз удачно выстрелили из большой пушки. Оперативно действуя на океанских просторах двумя судами, Дрейк сумел взять "Какафуэго" в клещи, а абордажная партия из сорока лучников решительно покончила с вялым сопротивлением испанцев.
Соответствует ли эта информация художественному изображению на гравюре?
Чёткий и ясный ответ на этот вопрос дал В.К.Губарев в нашей беседе 7 марта 2016 г.
Отсутствие вспомогательного пинаса, свёрнутые паруса у англичан, клубы дыма при фактическом молчании испанской артиллерии, и, наконец, заход англичан к бакборту испанцев (т.е. к левому борту) вместо штирборта (правого борта) свидетельствует о том, что гравюра "Захват "Какафуэго" с исторической точки зрения не соответствует действительности, практическая ценность её ничтожна, а художник как-будто вообще не ведал подробностей об обстоятельствах описываемого сражения.
Впору заняться поисками источника этой гравюры.
Мы уже отмечали, что английская Википедия распространила информацию о том, что картина была создана в 1626 году голландским художником-гравером Фредериком Хульсиусом, учеником и сотрудником мастерской Иоганна Теодора де Бри (сына Теодора де Бри-старшего). Эти данные с готовностью подхватили некоторые серьёзные отечественные пиратоведы (наприм., Д.Н.Копелев). Но есть и другая точка зрения, высказанная Энгусом Констамом и отошедшая в тень, согласно которой гравюру создал в 1590 году сам Теодор де Бри. Но в дальнейшем, если судить по работам Э.Констама, сам же автор от этой идеи отказался. Напомню также, что долгое время историки датировали гравюру просто XVI веком, без какой-либо дополнительной конкретики. На этих позициях в 1997 году стоял тот же Д.Н.Копелев, а в 2008 году её придерживались издатели Эксквемелина, умудрившиеся в книгу о событиях XVII века поместить гравюру с событиями XVI века.
Как удалось установить, информация о датировке и авторстве гравюры попала в Википедию из книги австрийского исследователя и коллекционера Ганса Питера Крауса "Сэр Фрэнсис Дрейк: иллюстрированная биография", 1970 года ("Sir Francis Drake: a Pictorial Biography"), который в своих показаниях ссылался на шестую часть серии путешествий, опубликованных в мастерской Левинуса Хульсиуса в 1626 г. В своём исследовании Краус стоял на позициях непричастности Теодора де Бри к изготовлению гравюры.
Левинус Хульсиус (1546 - 1606) - голландский издатель и печатник, сыном которого и был Фредерик Хульсиус. Сразу скажу, что дата создания гравюры (1626 год) принята ошибочно. Это год издания VI части серии путешествий, опубликованных в мастерской Левинуса Хульсиуса. А первое издание работы о четырех кругосветных путешествиях Магеллана, Дрейка, Кавендиша и Оливера ван Ноорта увидело свет в 1603 году (MDCIII).
Тут впору доктору исторических наук Д.Н.Копелеву в очередной раз переобуться и дату создания гравюры сместить на 23 года назад, указывая впредь 1603 год.
Итак, мы знаем обстоятельства появления гравюры в Википедии, год издания и имя печатника.
Рассмотрим причину появления на гравюре "перепутанных" подписей "Caca Fogo" и "Caca Plata". Внимательный читатель конечно же помнит пояснения В.К.Губарева, что "художник назвал английское судно "Какафуэго", а испанское - "Какаплата" (то есть "Извергающий серебро"), следуя распространенной легенде". Согласно ей, когда "Какафуэго" и "Золотая лань" расходились в разные стороны, удручённая испанская сторона горько иронизировала, что их корабль больше никогда не будут называть "Извергающим огонь". Это имя более подходит английскому кораблю, экипаж которого превратил судно испанцев в "Извергающего серебро".
Подтверждение этих слов мы находим и в книге Левинуса Хульсиуса, распространившего эту легенду.
И теперь мы стоим на пороге главных вопросов. Если книгу Хульсиуса неоднократно переиздавали (1603, 1618, 1626 гг.), то как получилось, что авторство гравюры стали приписывать Теодору де Бри? И почему Хульсиус допустил так много ошибок и неточностей при графическом описании захвата "Какафуэго"?
В предыдущем блоге своего журнала я уже писал, что Теодор де Бри (1528-1598) - это не просто талантливый бельгийский художник-гравер, но и дорогая, престижная торговая марка "Теодор де Бри", целая мастерская, в которой на протяжении нескольких поколений художников-кальвинистов выпускались первоклассные художественные работы. Мало кто знает, что "Теодоров де Бри" было несколько: Теодор де Бри - отец, его сын - Иоганн Теодор де Бри. С ними также работал Иоганн Израэль де Бри, брат Иоганн Теодора. А начинали этот высокохудожественный бизнес два ювелира с одинаковым именем Тири де Бри (дед и отец Теодора де Бри-старшего). В общем, это была целая династия талантливых ювелиров и гравёров, работы которых сегодня можно увидеть во многих музеях по всему миру.
Особую славу и популярность им принесли работы, иллюстрирующие путешествия и географические открытия европейцами новых земель. Никогда не пересекая Атлантику, не посещая Нового Света, де Бри, тем не менее, умели слушать, в результате чего создали огромное количество интересных и ярких художественных картин всех сторон жизни тамошних индейцев и туземцев. Плоды их творчества значительно повлияли на восприятие европейцами Америки, Африки и Азии.
Но вернёмся к гравюре "Захват "Какафуэго".
В книге французского классика приключенческой литературы Жюля Верна "История великих путешествий", 1959 г. (пер. с фр. Е.П.Брандиса) мы находим одну интересную старинную гравюру, иллюстрирующую "Нападение флибустьеров на испанские корабли". Автор предисловия Е.Брандис писал, что значительная часть иллюстрированного материала, используемого в настоящем издании, сохранилась с первого французского издания 1870-1880 гг., где кроме многочисленных гравюр талантливых художников, иллюстрирующих книги Ж.Верна, "воспроизводились географические карты и рисунки из старинных книг и записок путешественников".
Мне одному кажется, что указанная гравюра похожа на работу Хульсиуса?
Особый интерес вызывает тот факт, что данная иллюстрация опубликована в рамках биографии голландского капера и кругосветного мореплавателя Оливера ван Ноорта (1558-1627).
Продолжение следует!