В 1725 году в Лондоне вышел трактат одного из величайших мыслителей английского Просвещения, философа и писателя Бернарда Мандевиля (1670 - 1733 гг.) "Расследование причин участившихся казней в Тайберне" ("The Enquiry into the Causes of the Frequent Executions at Tyburn"). Тайберн - деревня в графстве Миддлсекс, место проведения казней. В XVIII веке "ярмарки Тайберна" (т.е. казни) собирали рекордные толпы зрителей.
В присущей ему сатирической манере, Мандевиль извиняется перед читателями, что тратит их "драгоценное время на знакомство с самой тёмной и гадкой стороной жизни". И хоть рискует вызвать негодование, тем не менее, представляет читателям своё видение проблемы и пути решения предотвращения неуклонного роста преступности.
В свете изучения истории пиратства, особый интерес вызывает последняя глава трактата, посвященная "Акту о транспортировке" каторжников, принятому в 1718 г. (или "Закон о дальнейшем предотвращении грабежей, краж и других преступлений, а также для более эффективной транспортировки преступников и незаконных экспортёров шерсти; с некоторыми вопросами, касающимся пиратов"). Данный акт предписывал в целях снабжения колоний рабочей силой пересылать осуждённых преступников за океан. Мандевиль даёт краткий обзор "оптовой торговли ссыльными": по договору о перевозке заключённых капитан получал по 40 фунтов за каждого. Но получить заработанные деньги он мог только по возвращении из заокеанского путешествия, предъявив "свидетельство о высадке", полученное от колониальных властей. С периодическими поправками этот закон действовал до 1776 г., когда объявившие независимость Соединённые штаты отказались принимать корабли с криминальными элементами. Несмотря на запрет на возвращение в Англию под угрозой смертной казни, многие каторжники, хлебнув "райской жизни" на плантациях, рисковали и пытались вернуться, надеясь укрыться в многолюдном Лондоне. Таким образом, проблема "преступников-возвращенцев" волновала и беспокоила общественное мнение Лондона. Даже Даниэль Дефо в 1723 г. поместил в "Original weekly journal" заметку, где пытался ответить на вопрос: почему уголовники, презрев опасности и тяготы путешествия, возвращались в криминальную столицу Великобритании, рискуя вновь оказаться в тюрьме?
Эта головоломка занимала и Мандевиля. В своём трактате он отмечал, что "намерение высылать тех, кто совершил незначительные преступления, вместо того, чтобы их вешать, справедливо и достойно похвалы, и было разумно ожидать, что это станет лекарством от величайшего зла". Но, - продолжал он, - наши хитроумные преступники свели эффективность закона к нулю. Кто-то бежит во время путешествия, кто-то сбегает до того, как производится посадка на борт, а кто-то возвращается по истечению срока наказания.
Более того, эти "прожжённые негодяи", с которыми обращаются куда более мягко, чем с несчастными чернокожими рабами, портят последних, обучая их премудростям преступного ремесла, им неведомого в силу их природного простодушия".
Вы можете спросить, какое отношение к перевозке каторжников имеет история пиратства? Ведь пиратов, как известно, не жаловали, как правило, не миловали, суд над ними был кратким, расправа и казнь скорыми.
А всё дело в том, что Бернард Мандевиль предложил решить проблему с каторжниками весьма оригинальным способом: обменивать уголовников на тех европейцев, которые томятся в рабстве в Марокко, Тунисе, Алжире и других берберских странах (куда они попадали, в том числе, и в ходе пиратских налётов варварийцев на европейские торговые корабли и прибрежные поселения).
По мнению канд. ист. наук С.А.Васильевой и докт. ист. наук И.М.Эрлихсон, авторов книги "Преступление и наказание в английской общественной мысли XVIII века: очерки интеллектуальной истории" (СПб.: Алетейя, 2020), Мандевиль не видел препятствий для заключения соответствующих соглашений с берберами, которые едва ли будут церемониться с английскими каторжниками, так как в их обычае обращаться с рабами с максимальной суровостью, которая и станет лучшим наказанием. Зато выгода, по словам автора трактата, очевидна, ибо "избавляясь от трусливых воров, бесчестных мошенников и неисправимых негодяев, мы получаем храбрых, трудолюбивых и полезных людей". И выкуп за попавших в плен платить не надо!
Одно не учёл английский меркантилист: на кой варварийским пиратам такой обмен?!. Менять потенциальный мешок с золотом на мешок его контрарного, "прожжённого" и дурно пахнущего коррелята?..
Британская школа экономики, ёпт!