Советская историческая наука практически до начала 70-х годов не жаловала тему пиратства и морского разбоя, считая её малопривлекательной, несерьезной, детской одним словом. Более того, вся история пиратства была представлена в гротескной форме в виде небольшой книжки Бориса Ионовича Бродского "Пираты" (в серии "Прочти, товарищ!"), московского издательства "Знание", 1965 года, 96 страниц.
В предисловии к "Истории морского пиратства" Яцека Маховского 1972 года советский историк Аполлон Борисович Давидсон писал:
"Как это ни странно, на русском языке с незапамятных времен не издавалось книги, в которой рассказывалось бы об истории пиратства... Научных и научно-популярных книг не было - ни отечественных, ни переводных."
Справедливости ради стоит отметить, что к тому времени в 1968 году благодаря стараниям В.Аронова и Я.М.Света в московском издательстве "Мысль" все же вышла книга А.О.Эксквемелина "Пираты Америки", в которой советскому читателю в самых ярких формах представили "зарисовку пиратской Америки".
Зато эта же самая наука в угоду политической целесообразности могла с легкостью приклеить ярлык "пиратское государство" к многолетней истории целой страны(!). Речь идет о работе Юлия Степановича Оганисьяна "500 лет под пиратским флагом", московского издательства "Международные отношения", 1965 года.
Книга рассказывала о пятивековой истории португальских завоеваний и последующей колонизации Португалией захваченных стран в Африке, Южной Америке, на Востоке. Автор живо и образно освещал кровавые похождения конкистадоров, клеймил жестокий произвол работорговцев и плантаторов.
Используя термин "пиратство" как аллегорию, Ю.С.Оганисьян писал:
"Порожденная Великим Октябрем очистительная буря народных революций со все возрастающей силой бушует над миром. Один за другим рушатся под ее напором отжившие режимы. Недалек тот день, когда в поднятых ею волнах освободительного движения будет погребен и пиратский корабль португальского колониализма и фашизма".
Согласитесь, парадоксальная получилась ситуация. Ничего не зная об истории пиратства, не уделяя этой теме даже мало-мальского внимания, отечественная историческая наука тем не менее легкомысленно позволяла себе использовать этот термин в политических целях, клеймила им неугодные режимы, ассоциируя "пиратский промысел" исключительно с деятельностью американских, португальских и прочих политических противников.
И в то же самое время прославляла собственных кровожадных пиратов, обеляя воровские подвиги донских и запорожских казаков героической борьбой, а самого колоритного из морских разбойников Степана Разина называла "замечательным человеком, беззаветно отдавшем все свои силы и жизнь борьбе за счастье народа".
Вот такие парадоксы истории.