Мне нравится встречать "русские следы" заграницей. А Франция это какой-то Клондайк этих следов. В десяти километрах от моего дома расположен Вильнёв-ле-Авиньон, чьё название возможно вам ничего не говорит, а ведь именно здесь началось прославление глаз прекрасной русской женщины французскими поэтами и, как утверждают некоторые, было подхвачено живописцами и даже модельерами.
Во время Второй Мировой войны один провансальский поэт Пьерр Сегер после демобилизации возвращается на поселение в Вильнёв-ле-Авиньон. Где он и услышал призыв генерала де Голля и тоже решил участвовать в сопротивлении, но своим оружием: создать журнал «Поэзия» и где наделся "собрать всех тех, кто хочет сохранить надежду". За помощью он обращается к известному французскому писателю Луи Арагону и этот бунтарь, кричащий сюрреалист, романист с новаторской манерой письма, внезапно заявляет, что он будет писать стихи о любви. Как написал позднее Сегер в своей книге "Сопротивление и её поэты" - слова поэзии усыпляют цензуру.
Летом 1941 года в его доме в Вильнёв-ле-Авиньон появляется сам Арагон с женой.
*** Это была интересная особа. Дело даже не в том, что когда-то она познакомила Маяковского с Лилей Брик,
которой приходилась сестрой, и не в том что она была обаятельна и красива, а в том, что она была талантливая писательница. Звали её Эльза Триоле . Вика назовёт эту пару "одним из символов французской литературы 20 века", а пока эти двое участвуют в борьбе против фашизма, как умеют. Луи, например, в Вильнёв пишет любовную поэму "Глаза Эльзы". На мой взгляд она не заслуживает никакого внимания - слеплена наспех на коленке, любовная чушь полная штампов. Единственное, для чего она могла пригодиться, как писал Пиерр Сегер - это для усыпления цензуры. Но как это вклад в Сопротивление, приходится считаться. Арагон пишет еще множество стихов посвящённых жене для журнала Сегера. В дальнейшем он их опубликуют отдельным сборником, который будет носить название "Глаза Эльзы"
Не обошли пару русских глаз и музыканты. Стихотворение неоднократно превращалось в песню, которую исполняли Андре Клаво, Алан Барриер, Жан Ферра. Для примера приведу одну из последних интерпретаций
Click to view
А потом Эльзины глаза грянули с парижских подиумов. В 1980 году Ив Сен-Лоран решает отдать дань уважения поэтам, которыми он восхищает весьма оригинальным способом. Не забывает и Луи Арагона. Фотография с сайта музея модельера
*** И последнее, но самое интересное. По русскому интернету ходит легенда, что эти удивительные глаза рисовал сам Анри Матисс. Вроде бы об этом написано в книге воспоминаний
Катаняна , но увы, я такой картины не наша. Есть несколько карандашных набросков, но трудно сказать, что здесь какое-то особое внимание уделено глазам, ктоме того, что они на лице, конечно, обозначены.
*** С другой стороны, если в поисковике набрать "Анри Матисс Глаза Эльзы" , тов первую очередь вы увидите вот такие работы
*** *** Увы, это не Эльза. Это бедная девушка-эмигрантка, что в 1932 взяли на подмену приболевшей работницы в дом художника. Насколько дней превратились в полгода, а потом в несколько лет, а к работе по дому прибавилась работа модели для Матисса . Конце-концов жена уволила компаньонку. Но это уже не помогло. В тот же год они с мужем разошлись и он вызвал к себе уволенную помощницу. Последний рисунок для своей любимой Анри сделал за два дня до смерти в 1 ноября 1954 года.
Да, забыла добавить: девушку звали Лидия Николаевна Делекторская и местом её рождения был Томск. Так что пусть не Эльза Триоле, но другая русская красавица очаровала Матисса синевой глаз так, что нарисовал около полусотни картин с этой моделью