Москворецкий водопровод (1904)

Mar 04, 2015 12:29



4 водопровода, четыре разные истории.

Екатерининский водопровод, Дельвиговский водопровод, Водопровод Зимина и наконец-то Москворецкий водопровод. Четыре этапа развития и совершенствования водопровода в Москве, у каждого этапа своя неповторимая и большая история. Сегодня я хочу рассказать про четвертый водопровод - Москворецкий (Рублевский).

Сначала не большая справка по прошлым водопроводам.

Мытищинский водопровод состоял из трех водопроводов: Екатерининского, Дельвиговского и Зимина. Почему название "Мытищинский"? Да потому что начинались все три водопровода в Мытищах и доставляли воду в Москву.

Екатерининский водопровод начали строить в 1779 году при Екатерине, можно смело утверждать, что это были первыми подземными коммуникациями. Нитки кирпичных галерей водопровода шли из Мытищ в Москву и составляли примерно 27 км. Мытищи тогда, как известно славились своей чистой водой.
Разработкой и строительством занимался известный инженер Ф.Бауэр. Построить водопровод было решено в виде самотечного канала из Мытищ в Москву. Главное условие всех самотечных каналов, да и тогда было то, что канал должен находится под уклоном на всем протяжении до Москвы. В то время еще не была изобретена напорная система с насосами. Строительство Екатерининского водопровода шло с 1779 года по 1804.

Дельвиговский водопровод. Москва росла, Екатерининкого водопровода стало не хватать, да и портиться начал он. Решено было строить абсолютно новый водопровод с некоторыми усовершенствованиями. Вместе кирпичной галереи, какая была в Екатерининском водопроводе было решено проложить чугунные трубы, которые не петляли под землей, а шли напрямик. Так же вся система была построена по типу "самотечная - напорная".
Вода в чугунных трубах стала гораздо чище, чем была в кирпичной галереи Екатерининского.
В 1850 году было решено модернизировать водопровод и сделать его полностью напорным. Строительство было отдано военному инженеру А. Дельвигу. Под руководством Дельвига в 1853-1858 годах была устроена водоподъемная станция около Мытищинский ключей.

Водопровод Зимина. А Москва все росла и росла, Дельвиговского водопровода не стало хватать, и вновь было решено с нуля построить новый водопровод. На этот раз строительство поручили инженеру Н.Зимину. Из новшеств: было проложено две параллельные чугунные трубы, в Мытищах в водоподъемной станции были установлены мощные водоподъемные машины. В других водоподъемных станциях установлены паровые машины, а около современной станции метро Рижской были построены Крестовские водонапорные башни, которые в 1940-х были снесены для расширения дороги.

А теперь перейдем к совершенно новому водопроводу, построенному после водопровода Зимина, который действует и по сегодняшний день - Москворецкий водопровод.



Одна из комнат Москворецкого водопровода, это одна из них. Красивая развилка. Видно, что кирпич пытались замазать шпатлевкой или чем-то в этом роде.

Москворецкий (Рублевский) водопровод был первым водопроводом, который шел не из Мытищ. В то время было найдено чистое место за пределами города около Москвы-реки - поселок Рублево. Оттуда водопровод шел чугунными трубами на возвышенную часть Москвы - Воробьевы Горы, а далее уже вода текла к разным потребителям города.
Постройкой водопровода занимался снова Зимин. Строительство началось в 1904 году. Москворецкий водопровод является самым главным действующим водопроводом и сейчас.



Сейчас кирпичная галерея ветшает, однако она не находится в аварийном состоянии, готовая вот-вот обрушиться. Это достаточно большое и крепкое монументальное сооружение, которое, скорее простоит еще не один десяток лет.





Заканчивается тоннель тупиком. Справа находится демонтированная чугунная труба того времени.



Стык. Соединение и стяжка труб болтами.





Демонтированная труба.





Левый тоннель с современной трубой, который ведет тоже к кирпичной забутовке.

А что же было дальше?

Население Москвы все продолжало расти, увеличивалась и ее территория, была нужна вода, много воды. Рублевского и Мытищинских водопроводов уже не хватало вместе взятых. В 1920-1930х годах началось массовое строительство гидротехнических сооружений. Были образованы Истринское водохранилище, построен канал Москва-Волга.
Эпоха исторических водопроводов закончилась в начале 20 века и ушла в историю. На смену им пришли современные технологии, современные водопроводы, гидросооружения и узлы.

Спасибо за прочтение поста

мытищинский водопровод, историчка, водопровод, дельвиговский водопровод, москворецкий водопровод, впд, екатерининский водопровод, водопровод зимина

Previous post Next post
Up