Вы когда-нибудь что-нибудь слышали про Подземное Море? Море, не море, а сегодня я хочу вам показать одно осушеное "подземное озеро". ОБЪЕКТ НЫНЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ
1. Данное место было найдено практически случайно. Знаете, как это бывает, когда ищешь одно, а по пути находишь еще и другое. Тем не менее, его исследование затянулось на долгое время. Сложность, как всегда была в выяснении принадлежности места и его назначения. По размерам, объект можно действительно сопоставить с размерами озера. Особенно, когда оно работает.
2. Первое время нахождения здесь мы стоим с открытыми ртами в полной тишине, стараясь не воспроизвести ни звука, чтобы не привлечь к себе внимание и не спугнуть удачу. Но вот, уже через 5-10 минут мы расходимся по этому огромному подземному резервуару, чтобы изучить его.
ВНИМАНИЕ! Канализация и ее системы опасна для посещения из-за своей газовой, бактериологической опасности, а так же из-за сильного потока. Не повторяйте ничего, что прочтете ниже и не посещайте канализацию во избежание травм и отравлений, а так же летального исхода!!!
Данный объект является частью канализации Москвы и носит название АРР - Аварийный Регулирующий Резервур.
В 1991-1992 годах специалистами "Мосводоканала" и "МосводоканалНИИпроекта" была разработана технология, которая позволяет значительно снизить гидравлическую нагрузку на основные сооружения канализации в часы пиковых нагрузок.
АРР является некой переходной современной системой. В конце 90х годов был составлен план развития канализации в Москве, подразумевающий строительство некоторых каналов глубокого заложения с целью переброски между районами стоков и понижения нагрузок на существующие коллектора. Но строятся глубокие каналы достаточно продолжительное время, поэтому было решено ввести систему АРР и построить при каждой или почти при каждой Канализационно-Насосной станции (КНС) Аварийный Регулирующий Резервуар. Нужен он был для того, чтобы во время пиковых нагрузок на коллекторах или каналах можно было сбрасывать стоки в накопитель-АРР и пускать их снова в канал, как только час-пик в системе пройдет. Так же системы АРР были призваны принять в себя стоки в случае аварии на напорной сети или подводящих каналах.
Данная АРР была построена в Москве в 2000 году после крупной аварии на одной из КНС в 1998 году. После отключения электричества и остановки качающих жидкость двигателей, канализационные стоки хлынули на нижние этажи станции. Чтобы предотвратить ухудшение ситуации было решено открыть аварийный канал на сброс неочищеных стоков в Москву реку. Для уменьшения концентрации загрязняющих веществ в р.Москве был увеличен обводнительный расход до 50 м3/с, что позволило обеспечить более чем 100-кратное разбавление сточных вод.
Из документов:
№ 1176-РП О мерах по повышению надежности работы канализационных насосных станций в г. Москве
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ.
В результате расследования причин возникновения аварии на "X"
КНС комиссия, созданная распоряжением Премьера
Правительства Москвы от 18.09.1998 ј 1050-РП " О создании комиссии по
установлению причин аварии на канализационной насосной
станции" под председательством министра Правительства Москвы Бочина
Л.А. установила:
- причиной возникновения аварии явился отказ работы
электрооборудования станции - сбой в цепях управления
электрооборудованием (потеря питания тиристорных возбудителей) с
последующим отключением высоковольтных электродвигателей, находившихся
в работе насосных агрегатов. Внезапная остановка насосных агрегатов
привела к возникновению гидравлического удара на напорных
трубопроводах;
- причиной затопления машинного отделения станции явилось
поступление воды через отверстие в сплошной разделительной стене между
машинным и грабельным отделениями. Отверстие явилось результатом
отклонений от проекта допущенных в ходе производства
строительно-монтажных работ;
- отсутствие аварийного выпуска на станции не дало возможности
оперативно осуществить аварийный сброс и предотвратить полное
затопление грабельного помещения станции;
В целях повышения надежности работы канализационных насосных
станций в г.Москве и принятия мер, исключающих повторение подобных
аварий:
6. МГП "Мосводоканал":
6.2. Осуществить строительство аварийно -регулирующих резервуаров
в соответствии с приложением ј 8 к постановлению Правительства Москвы
от 17.02.1998 ј 124 " О генеральных схемах водоснабжения, канализации,
концепции отвода и очистки поверхностного стока г. Москвы на период до
2010г.", в том числе в 1999-2000 гг.
П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков
Приложение к распоряжению
от 21 октября N 1176-РП
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕМЬЕРА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 13 октября 2000 года N 877-РЗП
Об утверждении рабочего проекта
аварийно-регулирующего резервуара
у канализационной насосной
станции.
Утвердить представленные Московским государственным унитарным предприятием "Мосводоканал", разработанные государственным унитарным предприятием "Институт МосводоканалНИИпроект", рассмотренные Московской государственной вневедомственной экспертизой (заключение от 4 сентября 2000 года N 28-800 МГЭ):
1. Рабочий проект аварийно-регулирующего резервуара у канализационной насосной станции, предусматривающий:
- строительство аварийно-регулирующего резервуара (АРР) размером в плане 144,0x72,0 м глубиной 8,0 м с подземной и надземной галереями, оборудованного системой подачи и отвода сточных вод;
3. Данная АРР в настоящее время пребывает в заброшенном состоянии. Находится она на глубине 8 метров под землей, и по площади занимает 144 на 72 метра.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. АРР является железобетонным полузаглубленным резервуаром, оборудованным галереей задвижек. Днище АРР выше максимального уровня воды в подводящем канале, что обеспечивает его самотечное опорожнение. Так же сам Регулирующий Резервуар построен под небольшим наклоном, что позволяет самотеком удалять жидкость.
Подача сточных вод и опорожнение АРР осуществляется при помощи дистанционного управления и контроля. С помощью эжекторов воздух подается вместе со сточной водой что исключает образование в АРР гнилостных процессов, сероводорода и других плохо пахнущих летучих веществ, а при промывке резервуара (из тех же подающих жидкость напорных канальцев) обеспечивает полное удаление осадка.
Очистка газо-воздушной смеси производится с помощью фильтров-поглотителей.
Эжекторы подачи сточной жидкости, воздуха и воды для прочистки.
12. Схемы работы АРР:
13.
14. Эжекторы и направляющие на полу.
15. Фотография одной из ныне действующих АРР из книги. Смыв осадка в режиме опорожнения.
16. Портал канала, через который АРР должен опорожняться в подводящий канал. Здесь так же должен был быть шибер (задвижка), однако его почему-то нет.
17. Ныряя в трубу мы видим камеру с подъемом наверх, а затем еще трубу с практически закрытым (опущеным) шибером.
18.
19.
20. Проползаем под почти закрытым шибером. Я проползаю еще по ледяной корке, а вот мой напарник, пролезая за мной уже плюхается в непонятной жидкости. Непонятно, работала ли когда-то данная АРР или нет, но в тестовом режиме, я полагаю, ее наполняли.
21.
22. А вот так выглядит опорожняющий (водосборный) канал до подводящего канала после колонного зала.
23. В первые разы посещения этого места я еще не знал ни про галерею задвижек ни про размеры этого места. Я посетил один гигантский колонный зал и какого же было мое удивление, когда, двигаясь по опорожняющему каналу я стал встречать сбоку закрытые или полузакрытые шиберные затворы, выходящие в такие же гигантские колонные залы. Один, второй, третий, четвертый... Почему какие-то шиберы закрыты полностью, а какие-то наполовину или на две трети мне понять не удалось. Скорее всего из-за общей заброшенности системы.
24. Высота опорожняющего канала примерно метр.
25.
26. Подходя уже к действующему каналу стал появляться характерный запах, небольшое количество жидкости на полу и туман.
27. Персонаж на фотографии выбирает, пойти ли ему прямо или повернуть направо и вообще пребывает в шоке от увиденного...
Спасибо за прочтение статьи. Продолжение может будет!
Все фотографии являются компьютерной графикой. Любые совпадения случайны!
Команда NET.