Романтичная история о создании французом производства вин в России.
Все началось во время Отечественной войны 1812 года. Тогда будущий виноторговец Камилл Филипп Депре прибыл в Россию, чтобы принять участие в самом кровопролитном сражении на Бородинском поле, однако военная карьера Депре закончилась ранением. Возможно, именно это ранение изменило и перевернуло всю его дальнейшую жизнь.
Получив ранение, Депре остается в России. Проходя лечение и восстановление после Бородинского сражения, бывший капитан Камилл Филипп Депре романтично влюбляется в ухаживающую за ним и помогающую ему восстановиться девушку Анну Рисс. К слову, Анна происходила из купеческой семьи "московских французов".
Оправившись от ран, Депре женился на Анне и переехал к ней жить в Москву, в дом на Петровке. Позже именно здесь и появился первый магазин иностранных вин "Товарищества К. Ф. Депре".
Благодаря отличному качеству продукции магазин Депре стал очень популярным. Портвейн №113 и №211, коньяк №184 стали самыми популярными и непременными атрибутами любого знатного стола.
Также стоит отметить, что семейство Депре активно занималось благотворительностью. Так, дочь Камилла Филиппа Депре в 1861 году пожертвовала 30 тысяч рублей для реального училища им. Филиппа Нэрийского. Продолжали это благородное дело и другие наследники.
Забавно, но не обошлось и без тех, кто захотел бы выпускать свою продукцию, прикрываясь известным брендом "Товарищества Депре". Два бывших приказчика знаменитого производителя водки П. А. Смирнова, открывшие свой винный погреб в Златоустинском переулке, собирались заняться своим делом, продажей своей продукции. Но дело в гору, как у Депре, у них не пошло. Видно потому, что вино было у них не вкусное и никем не покупалось.
Однако однажды на порог к горе-виноделам заявился один незнакомый человек, который предложил им необычный и действенный способ поднять свои продажи. Дело все было в том, что человека того звали (по документам) Цезарь Депре и, как уже несложно понять, можно было бы спокойно выпускать свою продукцию под маркой и брендом "Депре". Кто бы стал разбираться "Ц. Депре" или "К.Депре". Кто бы стал смотреть на ярлык и пытаться отличить ворону без короны "Ц. Депре" от орла "Д. Депре".
"- Чтоб вина были от Депре: коньяк No 184, портвейн No 211 и No 113… С розовым ярлыком… Знаешь? - заказывает бывалый купец, изучивший в трактирах марки модных тогда вин.
- Слушаю… только за эту цену пополам придется.
- Ну ладно, пополам так пополам, на главный стол орла, а на задние ворону…
Дошлые были купцы, а кондитеры еще чище… «Орел» и «ворона» - и оба Депре!
Были у водочника Петра Смирнова два приказчика - Карзин и Богатырев. Отошли от него и открыли свой винный погреб в Златоустинском переулке, стали разливать свои вина, - конечно, мерзость. Вина эти не шли. Фирма собиралась уже прогореть, но, на счастье, пришел к ним однажды оборванец и предложил некоторый проект, а когда еще показал им свой паспорт, то оба в восторг пришли: в паспорте значилось - мещанин Цезарь Депре…
Портвейн 211-й и 113-й… Коньяк 184… Коньяк «финьшампань» 195… Ярлык и розовый, и черный, и белый… Точно скопировано у Депре… Ну, кто будет вглядываться, что Ц. Депре, а не К. Депре, кто разберет, что у К. Депре орел на ярлыке, а у Ц. Депре ворона без короны, сразу и не разглядишь…
И вот на балах и свадьбах и на поминовенных обедах, где народ был «серый», шли вина с вороной…
Долго это продолжалось, но кончилось судом. Оказалось, что Ц. Депре, компаньон фирмы под этим именем, лицо действительное и паспорт у него самый настоящий". "Москва и Москвичи" Владимир Гиляровский.
Одним из тех, кто не жаловал магазин Депре, был писатель Лев Николаевич Толстой. В романе "Анна каренина" Стив Облонский говорит:
К «ужасу своему увидел, что портвейн и херес взяты от Депре, а не от Леве ...», а посему велит «как можно скорее послать кучера к Леве».
А вот другие писатели и известные личности хвалили магазин Депре, в том числе и в своих произведениях.
«Вино, разумеется, берется на Петровке, у Депре» - из книги «Былое и думы» А.И. Герцена.
Писатель Николай Гоголь имел в магазине Депре открытый кредит, о чем есть упоминание его современника и участника застолий: «На именинах (Гоголя) … вина на 40-50 человек заказывали у виноторговца Депре, где со счётом к Гоголю не приставали: были деньги - платил сразу, нет - ждали».
Любил у Депре в магазине бывать и писатель Антон Павлович Чехов, не забывший упомянуть ликёр «Бенедикт» в своем произведении «Драма на охоте».
Шли годы, дело перешло наследникам, которые его успешно развивали.
В 1898-1902 гг. старый дом семьи Депре на Петровке перестроили по проекту архиетектора Р.Ю. Клейна (в 1902 году строительство заканчивили). Помимо жилой части в доме появился «Магазин иностранных вин и гаванских сигар, поставщика высочайшего двора К.Ф. Депре», а под зданием построили огромные винные склады. Верхние этажи сдавались внаём, как доходные квартиры. На эркере дома были размещены две барельефные вставки, изображающие фигуры, несущие огромную виноградную гроздь, а над окнами первого этажа - барельеф с именем владельца здания.
Вино на завод привозили в цистернах, на многих из которых, чтобы не возбуждать нездорового ажиотажа среди граждан, красовались надписи «Молоко», хотя людей искушённых они не вводили в заблуждение. Порой при перекачке вино проливалось, и на асфальте образовывались живописные лужицы, притягивавшие сюда немало жаждущих. Но, конечно, не лужицы были причиной паломничества к заводу ряда представителей сильной половины человечества. Водители довольно активно приторговывали содержимым вверенных им цистерн. Наиболее ушлые приваривали даже внутрь к потолку цистерны металлические ёмкости, в которых после откачки вина оставалось несколько литров вожделенного напитка. Это и шло в продажу.
Прошла революция, прошла национализация имущества аристократии, и новый доходный дом вместе со складами отошел государству. Постепенно торговая марка К.Ф Депре забылась.
Во время советской власти начался рост собственного винного производства. 21.08.1921 года выходит постановление, после которого начинается восстановление и развитие винных хозяйств РСФСР, находящихся после войны и революции в упадке. Вскоре в Винных подземных складах на Петровке расположился винный завод "Самтрест" по розливу кавказских вин и коньяков.
Но Советская Власть тоже не была вечной. И "Самтрест" закрылся. В 2000-х годах винные склады оказались заброшенными. Подвальная система постепенно стала разрушаться, заводская плитка отваливаться от стен.
На момент 2017 года в подвальной системе делают полный капитальный ремонт, чтобы организовать там лофт и офисные помещения. Кирпичная кладка, показавшаяся из-под советской плитки, постепенно замазывается бетоном. Историческую подземную систему превращают в типовые офисные помещения.
- Реконструкция подвальной системы. Кругом много строительного мусора, материалов и освещения.
2. В верхнем проходе виднеется вход, а в нижнем - проход в подвальную систему.
3.
4.
5. Реконструкция подвалов. Переделка их в лофт и офисы. Кирпичные своды замазываются бетоном.
6. Горы строительного мусора
7.
8.
9. Один из основных больших проходов, пронизывающих всю систему
10.
11. Разные подсобные боковые проходы от основных тоннелей.
12.
13.
14.
15. В некоторых местах раньше была плитка советского происхождения, а в некоторых кирпичные стены закрывали разные шкафы-стенки. Сейчас же можно посмотреть, как все это выглядело в первозданном виде.
16. Еще один из трех основных тоннелей-проходов. По бокам виднеются разные ответвления в помещения. Что там было - понять, наверно, уже невозможно. Сейчас там полная пустота.
17. Кое-где есть очень красивые кирпичные проходы.
18.
19. Провода запитывают разную строительную технику.
20. Подвальные окна в одном из помещений.
21.
22. Игра со светом
23.
24.
Исторические фотографии разных этажей здания "Товарищества Депре":
Фотография 1900 года с Pastvu.com железобетонного крестового свода.
А вот так, пару лет назад, до начала реконструкции выглядела плитка в подвальной системе. Кое-где она покрывала все стены. Фотография
pila_dotoshnaya 25. Также имеется одно помещение, в которое нельзя попасть из основной системы, однако если погулять по улице вокруг комплекса зданий "Товарищества Депре", то можно легко обнаружить туда вход. Сейчас данное подземное помещение принадлежит Мосводоканалу.
26. Конечно же, украшением этого места является винтовая старая лестница.
27.
28.
29.
30.
На этом все. Спасибо за прочтение поста.
Команда NET.