Гостиница, после которой и был построен Первый Ресторан "Славянский Базар" была открыта в 1872 г. предпринимателем А. А. Пороховщиковым. Она быстро приобрела популярность из-за своей фешенебельности и функциональности, здесь останавливались многие известные люди: В. В. Стасов, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, Г. И. Успенский, Ф. Нансен.
Здание Ресторана построено во дворе спустя год архитектором Августом Вебером, то есть в 1873 году, а Илья Репин специально для ресторана написал картину «Собрание русских, польских и чешских музыкантов», которую после революции повесили над парадной лестницей Московской консерватории.
В основе здания Ресторана лежит один из корпусов типографии, стоявшей на этом месте с 17 века, а названа она "Базаром" потому что на этом месте был рынок.
Это был первый русский ресторан в Москве. Ранее рестораны открывали исключительно французы. Здесь же кухня была русская, а обслуживание на европейский лад. За завтраками тут часто встречались московские купцы, за едой заключавшие свои сделки. Шеф-поваром в ресторане был Владимир Иванов, учившийся этому делу в Париже.
После революции гостиница была закрыта, но ресторан продолжал свою деятельность. В здании гостиницы оборудовали театральное помещение, где давали спектакли Театр юного зрителя, Московский кукольный театр. В 1965 г. здесь открылся единственный в мире музыкальный театр для детей, который в 1980 г. переехал в новое здание на Ленинских горах.
Фотография найдена в интернете и принадлежит LiveInMsk.ru
Фотография взята из интернета и принадлежит RIANOVOSTI.
21 декабря 1993 года ресторан сгорел.
Сохранившийся кирпичный остов со штукатурным фасадным декором с тех пор не используется и разрушается.
Принадлежит федеральному учреждению - Музыкальному театру имени Бориса Покровского, работающему в корпусе бывшей гостиницы. Театр хотел бы открыть в помещении ресторана вторую сцену. В апреле 2014 года началась разработка проекта реставрации. По сведениям на 2016 год, предполагается размежевать здания гостиницы и ресторана на два кадастровых участка, чтобы сделать возможным их раздельное использование. В мае 2016 года специалистами ООО СНРП «Реставрация» подготовлен проект реставрации и ремонта штукатурной отделки фасадов, прошедший госэкспертизу. Осенью 2016 года Мосгорнаследием проведена внеплановая документарная проверка По результатам проверки в отношении юридического лица, являющегося пользователем Объекта, выдано повторное предписание с требованием провести противоаварийные работы, разработать проектную документацию по реставрации и приспособлению, провести работы по реставрации и приспособлению, провести благоустройство прилегающей к объекту территории. В мае 2017 года Департаментом культурного наследия выдано разрешение на проведение научно-исследовательских работ на ОКН.
Здание описано в книгах русских писателей В. А. Гиляровского и П. Д. Боборыкина.
Фешенебельный «Славянский базар» с дорогими номерами, где останавливались петербургские министры, и сибирские золотопромышленники, и степные помещики, владельцы сотен тысяч десятин земли, и… аферисты, и петербургские шулера, устраивавшие картежные игры в двадцатирублевых номерах.
Ход из номеров был прямо в ресторан, через коридор отдельных кабинетов.
Сватайся и женись.
Обеды в ресторане были непопулярными, ужины - тоже. Зато завтраки, от двенадцати до трех часов, были модными, как и в «Эрмитаже». Купеческие компании после «трудов праведных» на бирже являлись сюда во втором часу и, завершив за столом миллионные сделки, к трем часам уходили. Оставшиеся после трех кончали «журавлями».
"Завтракали до «журавлей» - было пословицей. И люди понимающие знали, что, значит, завтрак был в «Славянском базаре», где компания, закончив шампанским и кофе с ликерами, требовала «журавлей».
Так назывался запечатанный хрустальный графин, разрисованный золотыми журавлями, и в нём был превосходный коньяк, стоивший пятьдесят рублей. Кто платил за коньяк, тот и получал пустой графин на память. Был даже некоторое время спорт коллекционировать эти пустые графины, и один коннозаводчик собрал их семь штук и показывал свое собрание с гордостью.
Здание «Славянского базара» было выстроено в семидесятых годах А. А. Пороховщиковым, и его круглый двухсветный зал со стеклянной крышей очень красив.
Сидели однажды в «Славянском базаре» за завтраком два крупных афериста.
Один другому и говорит:
- Видишь, у меня в тарелке какие-то решетки… Что это значит?
- Это значит, что не минешь ты острога! Предзнаменование!
А в тарелке ясно отразились переплеты окон стеклянного потолка.
- В.А. Гиляровский «Москва и москвичи»
Для многих "Славянский базар" был не только гостиницей, но и постоянным московским адресом. Так справочник "Вся Москва" из года в год в качестве московского адреса известного мецената Ю.С.Нечаева-Мальцова называл "Славянский базар". Там для него была постоянно зарезервирована квартира. Его родной дом на Девичьем Поле был продан еще в 60-е годы Усачевско-Чернявскому женскому училищу.
В "Славянском базаре" любил останавливаться и А.Чехов.
"Помните из "Дамы с собачкой": "Приехав в Москву, она останавливалась в "Славянском базаре" и тотчас посылала к Гурову человека в красной шапке". А вот так начинаются "Мужики": "Лакей при московской гостинице "Славянский базар", Николай Чивильдеев, заболел. У него онемели ноги и изменилась походка, так что однажды, идя по коридору, он споткнулся и упал вместе с подносом, на котором была ветчина с горошком..." Умирая в деревне, Николай мечтательно вспоминал: "Об эту пору в "Славянском базаре" обеды..." (Ю.Нагибин "Китай-город")
У Юрия Нагибина в очерке "Китай-город" так все вкусно описано: "ресторан по праву гордился своей русской кухней: стрелядкой кольчиком, солеными хрящами, ботвиньей, ухой с расстегаями, поросенком с хреном и прочими сытными русскими блюдами."
Буфет «Славянского базара» привлекал тех, кто жаждал жить красиво, но не имел на это средств. Купив здесь рюмку водки за 30 копеек (в других ресторанах она стоила менее 10 копеек), можно было закусывать почти без ограничений. Поэтому некоторые на рубль наедались тут до отвала.
В 1897 году сотрудник газеты "Новости дня" и член московского отделения Театрально-литературного комитета Владимир Иванович Немирович-Данченко послал письмо директору Промышленного торгового товарищества и потомственному почетному гражданину Константину Сергеевичу Алексееву (в артистических кругах известному под псевдонимом Станиславский). В письме он предлагал Станиславскому встретиться и переговорить на тему, которая, может быть, его заинтересует. И сказал, что будет в Москве 21 июня. Тот ответил телеграммой: "Очень рад, буду ждать Вас 21 июня в 2 часа в "Славянском базаре"".
В Китай-город по купеческим делам съезжались представители практически всех российских фирм, в том числе из самых отдаленных и глухих уездных городков. И, разумеется, купец шел не куда-нибудь, а в "Славянский базар". Роскошные интерьеры кабинетов и ресторана благотворно действовали на провинциальных коммерсантов, они становились сговорчивее. Некоторые предприниматели так и проводили здесь большую часть времени: совершать сделки в неформальной обстановке было гораздо эффективнее, нежели в собственных конторах.
В основном кирпичная кладка новая, не дореволюционная, не историческая, но встречаются участки с, действительно, старой кирпичной кладкой.
На этом все.
Спасибо за прочтение поста.
Команда NET.