Лекция 8. Объективное и субъективное, пафос и добро

May 05, 2014 10:05

Продолжаем разбираться в том, как устроен мир.

Попробуем внимательнее подойти к основам: знаниям.

Знания могут быть объективными и субъективными. Объективные относятся к объекту, субъективные - к субъекту. Рассмотрим пример: человек забивает гвоздь.
1. Гвоздь некачественный, доска плохая - объективные суждения.
2. Сейчас брошу всё это дело - субъективное суждение.

В субъективных суждениях человек может быть точен, предсказывать самые отдаленные события - он сам будет их причиной. Объективные знания ограничены. Типичный пример субъективного знания - значение числа π, типичный пример объективного знания - гравитационная G.

Опыт является источником и субъективных, и объективных знаний.

Различие в том, что для субъективных знаний сами опытные данные не имеют большого значения, исследуется только "формат", в котором они до нас доходят; развитие субъективных наук, таких как математика, идёт по пути отбрасывания тех данных, которые не влияют на изучаемую часть "формата". Обезличенные абстрактные формы математики, тексты доказательств и утверждений - это не сама математика, а квинтэссенция данных, полученная после отбрасывания всего лишнего. Такой экстракт даёт наиболее ценный для изучения конкретной науки опыт - но не является основным содержанием науки. Математика не изучает формулы! Она изучает то, что точнее всего описывается формулами.

Объективные знания случайны. В них нет логики. Физические константы нельзя вывести из умозрительных заключений, они базируются на первых попавшихся единицах измерения (выбор единиц меры метра и килограмма произволен). Возможно, когда-нибудь удастся вывести одну единственную константу, из которой следует всё богатство и разнообразие мира - но каждая её цифра будет доставаться огромным трудом, ценой гениальных догадок и сложнейших экспериментов. Другим примером объективного знания является география - очертания континентов, положения рек и пр. в своей основе совершенно случайно.

Не стоит недооценивать субъективные знания. Математика прекрасно служит другим наукам, не только физике. Любая упорядоченность и понятность в мире происходит из субъективных свойств восприятия мира. Если кажется, что мир проявляет такие человеческие свойства, как логичность, причинно-следственную связь и тому подобное - вы встали на путь научного познания мира: теперь надо отделить из опыта субъективную часть и узнать больше о себе, а потом объективную часть - и узнать очередную физическую константу, случайную и непонятную.

В этой серии постов я стараюсь объяснить этику - субъективную науку.

Моё личное мнение состоит в том, что добро и зло объективны, а этика - как раз та субъективная наука, которая позволяет, отделив излишнюю упорядоченность в моральном опыте, исследовать добро и зло в чистом виде, лишённом логики и последовательности, как случайные физические константы.

Пафос исследования этики не в том, чтобы "принудить" кого-то к добру, обольстив запутанными рассуждениями, а в том, чтобы, отделив лишнее, лучше понять, в чём добро заключается.

цикл лекций о жизни

Previous post Next post
Up