Аэроэкспедиция-2018. Часть 1. По заброшенным аэродромам Русского Севера

Apr 27, 2020 21:30

Самый ответственный момент в любой киносъемочной экспедиции - не забыть ни малейшей детали, потому как все оборудование достаточно уникально, и вся система может не работать из-за отсутствия маленького шпунтика. Но в аэроэкспедиции есть второй существенный момент - это органичения по весу, который мы можем взять в самолет. Поэтому мы заранее отправили часть оборудования в Вологогдскую область, где нас ждал Слава, чтобы начать главную часть экспедиции.



Даже именитые летчики, проходившие мимо нашей груды вещей, были искренно удивлены, когда на их вопрос "Это вы куда собрались со всем этим?" мы отвечали "В Архангельскую область"! "Да вы о...", - делали они большие глаза и проходили дальше.

Самолет украинского производства "Бекас" при всей свой внешней странности обладает рядом уникальных характеристик, одна из которых - возможность летать при достаточно большой загрузке на 100-сильном двигателе. После погрузки кабина самолета была забита под крышу, и среди всего этого располагался Вадим, сам по себе весивший не так уж мало. Пожалуй, даже можно сказать, что это единственный самолет, летающий на Rotax-912, и способный взять на борт 3 человек с багажом. Подавляющее большинство остальных малых самолетов имеют достаточно слабую вместимость.



И вот, наконец, самолет укомплектован и готов к взлету. Однако, как это часто бывает, вопреки всем прогнозам, на нашем пути образовалось мощное грозовое облако. Вылет приходится откладывать.


Вот в таком состоянии нам предстояло пробыть ближайшие три недели - постоянный дефицит сна и воды (почему, расскажу чуть дальше).



И вот, спустя два часа, мы принимаем решение на вылет, с длинной дистанции отрываемся-таки со всем своим скарбом и ложимся на северный курс через Тверь, Новгородскую область и Рыбинское водохранилище до Белозерска. По пути нас изрядно потрясло, грозовая активность до сих пор сохранялась, и приходилось буквально лавировать между грозами.


Ближе к вечеру, когда начался красивый свет, Вадим начал с удовольствием применять нашу "фотофорточку", которую любезно спроектировал наш незаменимый авиамеханик Илез Илиев!


Размерчик оказался в масть)
В Тверской области мы немного пролетели вдоль великой реки Волги. Здесь она пока совсем маленькая и еще течет на север в попутном нам направлении. Но скоро отворачивает на восток, оставляя бескрайние таежные просторы под крылом самолета. Иногда с трудом можно поверить, что соседняя с московской область может выглядеть настолько непроходимой и дикой, словно где-то далеко в Сибири!






Иногда встречаются и вовсе неожиданные места.
Вскоре показалась громадина Рыбинского водохранилища. Для меня, как для пилота, это место всегда остается значимым и немного волнительным. Водный простор такого масштаба формирует сильный локальный микроклимат, притягивающий грозы, ветра, дожди. Но сегодня грозовые опасности были уже позади, и мы просто наслаждались необычными формами облаков и полной безлюдностью просторов внизу.




Практически на всем нашем маршруте мы встречали нескончаемую череду лесных вырубок
Планируя каждый полетный маршрут, я всегда созваниваюсь с промежуточными аэродромами, и нас, как правило, любезно принимают. Мы старались не делать перелеты более, чем 2 часа, потому что особенно для пилота это утомительно. Ну а самый главный момент - это отсутствие туалета на борту)  Именно поэтому мы практически всю аэроэкспедицию не позволяли себе много пить (имеется ввиду обычная жидкость👆), потому как нет ничего хуже, чем быть застигнутым врасплох в этом вопросе и судорожно искать вынужденную посадку по такому ерундовому поводу ;)

Так, за первый лётный день мы посетили три аэродрома, на которых долго не задерживались, т.к. из-за позднего вылета могли не успеть до темноты на Вологодчину. При подлете к Белозерску нас поджидали красивейшие туманные пейзажи.



В Белозерске мы уже бывали ранее, в 2015-м, поэтому совершили посадку, уже как к себе домой. Здесь нас дожидался весь день Слава - наша будущая опора и наземная поддержка в течение всей экспедиции. На этом замечательном внедорожнике он должен был следовать по нашему маршруту и подвозить все необходимое для продолжения полета. От правительства Архангельской области предполагалось обеспечение топливом нашего проекта, но из-за возникшего сбоя нам пришлось развозить топливо по точкам посадки своими силами.


Всю ночь поливал дождик, видимо нам еще предстояло несколько дней лететь в остатках циклона. Но мы не хотели задерживаться, т.к. впереди на севере устанавливался отличный антициклон, к которому нужно было успеть.


Предполетная подготовка борта и в путь на Каргополь!



День отлета совпал с днем города Белозерска. Мы даже осуществили обзорный полет с главой города и, не сильно затягивая, перешли к главному этапу экспедиции: самолет направился на север по воздуху, а оранжевый - по ухабистым дорогам вслед за нами.



Белое озеро действительно можно назвать белым, потому как с воздуха оно часто наблюдается именно в таких цветах. Мы по-прежнему лавировали между бесконечными зарядами дождя, как вдруг в один момент попали в просвет солнца и заметили радугу вокруг нас. Возможно, немногие знают, что в воздухе пилоты видят радугу не как обычно, а круглую. Мы с Вадимом потратили минут десять, крутясь примерно в одном месте, дабы постараться поймать спектр света так, чтобы он попал целиком в кадр.





После того, как мы миновали Белое озеро, потянулись огромные безлюдные просторы болот и лесов, вплоть до озера Лача. Здесь я вспоминал добрым словом Сашу Михайлова (в авиамире Лодочник), который обеспечивал нам непрерывное слежение через спутниковый треккер и поисковую поддержку в случае непредвиденных ситуаций.

На озере Лача расположен город русской старины Каргополь. Здесь нам обещали подготовить уже недействующий аэродром, предварительно покосив траву на полосе. Но город встретил нас достаточно сильным дождем, и на посадке пришлось изрядно напрячься, чтобы разглядеть полосу.





Каково же было мое удивление, когда практически перед самой землей я внезапно заметил, что вся взлетно-посадочная полоса усеяна чайками! Видимо, после того, как скосили траву, там было чем поживиться. Тогда я пошел на второй круг, решив, что нужно просто пролететь низко и распугать их. В противном случае заходить на посадку в стаю птиц было просто опасно - любая из них могла бы попасть в пропеллер со всеми вытекающими. Но как бы не так! Северные чайки не из тех, кто будет уступать.. Стоило мне сделать проход на малой высоте и приступить к заходу на посадку, как они успевали снова рассесться на поле! Что же, выхода у меня не оставалось, пришлось рисковать: сквозь заряды дождя, в гущу птиц.



К счастью, птицы обладают идеальной системой ориентирования в пространстве, и ни одна чайка не пострадала, хоть пилот был изрядно напуган.



Аэродром действительно был заброшен, хотя и находился в черте города. Его пространство давно полюбили местные гонялы на "классиках" и инструктора по вождению. Уставшие, мы не стали долго думать и разбили лагерь прямо вокруг самолета.



Туманные северные утра
Здесь мы провели целых три дня, облетая окрестности, навестили наш любимый Кенозерский национальный парк, даже покатали местных жителей на их День города.



Каргополь под крылом самолета



Городок этот мне абсолютно нравится. Здесь начинаешь чувствовать характерную архангельскую старину.



Церковь, огород, изба.



Словно островки истории встречаются вот такие церковки по всей территории Архангельской области



Заброшенная деревня Кучепалда. Когда-то в центре ее было озеро круглой формы, но неожиданно вода ушла под землю.


Один день мы посвятили наземным прогулкам, побывав в отдаленных деревнях и проведя там съемки.





Идеально просмоленная и выпиленная лодка.



Начиная с Каргополя, в каждом городке, где приземлялся наш самолет, он тут же вызывал волну поломничества. И, хотя здесь просто замечательные люди, тем не менее мы вынуждены были выставлять караульного - как минимум от любопытной детворы.



Так бы и остались здесь еще на недельку, но нужно было двигаться вперед. Следующим утром наш самолетик взмыл с курсом на город Онега...

<< В начало   |   Читать дальше >>
Previous post Next post
Up