Аэрофотоэкспедиция в Кенозерье на легкомоторном самолете, сентябрь 2015

Nov 12, 2015 15:46

Читать предисловие >>

На север на легкомоторнике!
Мой первый опыт самостоятельного дальнего перелета на самолете случился совершенно неожиданно и занял особенное место среди значимых событий моей жизни. Фактически, сбылась давнишняя мечта не просто быть пилотом самолета, а совершать перелеты, сопряженные с конкретными целями и красивыми задачами.




Провернув месяцем ранее такую же экспромтную аэрофотоэкспедицию в Архангельскую область, мы получили поддержку и согласие от Кенозерского национального парка на проведение второй, на этот раз самолетной аэроэкспедиции с совмещенными задачами по фотографированию и орнитомониторингу территории парка.
Нам предстояло сделать дерзкую вылазку на маршрут, протяженностью около 3000 км на легкомоторном самолете строго на север от Москвы через 5 губерний в условиях приближающейся осени и наваливающихся угроз плохих погодных условий. Перелет планировался через два больших водных пространства, далее через бескрайние болота и тайгу
.


Все это, конечно, добавляло некоторого адреналина, но мы полагались на определенную надежность техники и трезвый ум. Тщательно проработав маршрут, промежуточные посадки и поймав попутный южный ветер, мы приехали на аэродром Паралет со всем необходимым снаряжением. Чтобы не перегружать самолет, мы планировали лететь вдвоем - я и мой коллега-фотограф Вадим Штрик, тогда как третий участник, специалист-орнитолог, Александр Ладыгин, отправился поездом.



Подготовка перед вылетом - уже привычное дело, но когда летишь на такой маршрут, нюансов гораздо больше. Из-за этого наш вылет немного задержался, но медлить было нельзя, ведь количество световых часов уже немного, а в первый день предстоял четырехчасовой перелет. Заправив основной и дополнительные крыльевые баки, я вырулил на полосу и выжал полный газ. Вместе с шасси, оторвавшимися от земли, мы в тот же самый момент оторвались от всех московских проблем, равно как и самолет устремился к облакам, а мы устремились в неизвестность. Такую, знаете ли, приятную экспедиционную неизвестность, когда сегодня еще не знаешь, где проснешься завтра…





До первой промежуточной посадки в Рыбинске мы долетели как-то совсем незаметно, пропустив под крылом Владимирскую и Тверскую области с городами Калязин, Углич и Мышкин. И Вадим и я были наполнены ожиданиями и всю дорогу делились мыслями в приятном микрофонном диалоге. На Рыбинском аэродроме Южный был будний день, отчего он работал просто как посадочная площадка, и там никого не было. Приземлившись, я подрулил к старшему брату Ан-2, и мы расположились на травке для легкого обеда.





Перекус перед вылетом

Следующий участок между Ярославской и Вологодскими областями пересекал авиационную зону аэродрома Череповец, и я решил, чтобы не делать лишних крюков, пролететь по ее краю, уведомив об этом диспетчера. Мы быстро набрали высоту над городом, и перед нами открылось огромное Рыбинское водохранилище. Над головой простиралось бесконечное воздушное пространство, а под крылом необъятная водная гладь.





Я переключился на частоту Череповца и стал прослушать многочисленные переговоры пилотов с диспетчером. Когда, наконец, мы оказались на границы зоны, я доложил свое местоположение, высоту и скорость. Вначале диспетчер даже не среагировал, но на повторный запрос разрешил пролет с указанным курсом. Однако буквально через минуту снова меня запросил. “Ноль девяносто второй, а что-то не вижу вашего полетного плана?” Я сообщил, что лечу по уведомительной системе и план могу не подавать. На что получил немедленный нагоняй, мол, вообще-то это контролируемое пространство, и сейчас, так и быть, летите, но в следующий раз только по флайтплану! Это стало для меня неожиданностью, т.к. вроде как по правилам я все сделал корректно. Уже после возвращения домой мы уточнили вопрос в воздушном кодексе, и стало ясно, что диспетчер давно не читал обновленные правила =)

На подлете к Вологодской области температура на высоте более километра стала значительно падать. Чувствовалось дыхание Севера. На горизонте показался Белозерск, и спустя 15 минут мы успешно приземлились на Белозерский аэродром ДОСААФ. Там нас уже ждал знакомый Вадима, который любезно предоставил нам ночлег на берегу красивейшего озера.



Аэродром Белозерск

Всего лишь два перелета по два часа существенно сказались на моей утренней бодрости: невзирая на хорошую погоду, напряжения за день было с избытком, когда ощущаешь себя в совершенно непривычном месте. Следующий день ожидался еще хлеще. Если до этого я был уверен в том, что пункт назначения - это проверенный аэродром, то конечная точка нашего маршрута была деревня Вершинино, где работники заповедника импровизированно подготовили ВПП на вершине холма среди деревни. Максимум, что мы видели - это лишь фотографии, присланные нам по почте.
В начало     |     Часть 2. Погружение в неизвестность >>

аэровидеосъемка, морщихинская, орнитологический мониторинг, паралет, аэромониторинг, институт альтернативных технологий, кенозеро, tvs.aero, самолет, мультикоптер, аэроклуб "паралет", www.installtechno.ru, студия технологий воздушный съемок, кенозерский национальный парк, полеты в кенозерье, geophoto.ru, аэрофотосъемка, масельга, национальный фотобанк GeoPhoto.ru

Previous post Next post
Up