Звероподобие..

May 14, 2011 00:50



"Говорят грех не в убийстве зверя, а в убийстве человека..Но,где начинается один и заканчивается другой?"

Мне совсем не хотелось бы, в угоду своему больному самолюбию, обнажать все неприглядные детали "своих" рассуждений, которые, если их умело подать, могут вызвать только отвращение.Одним и тем же карандашом можно нарисовать и красивый пейзаж, и мусорную свалку. Поэтому, ограничусь лишь общими размышлениями на эту тему,а уж ваша фантазия,уверен, дорисует остальное.. 
В последнее время порядок мироустройства,в том числе и модель нашего с вами общества, как православных христиан, так людей принадлежащих к другим верованиям и христианским конфессиям,все больше ассоциируется у меня с фантастическим романом Герберта Уэллса "Остров доктора Моро". Действие которого происходит на острове в Тихом океане,населенном животными-жертвами опытов по вивисекции, и, вследствие этих опытов, принявшими получеловеческий облик. 
Там тоже есть своего рода Евангелие, так называемая "Книга закона" с перечнем разного рода ограничений, которые нужно блюсти, что бы снова не скатиться с "человеческого" до скотского звероподобного существования..До нрава бесовского.. 
Святитель Иоанн Златоуст в бытность своего служения архиепископом Константинопольским, неоднократно говорил о таком явлении в обществе, как звероподобие людей, о нашем с вами духовном озверении..Сетуя на то,что редко видит перед собой человека, но видит вокруг существ, подобных людям. Диоген ходил днем по рынку с зажженным фонарем и говорил, что ищет человека. Этим он давал понять всем слушающим, что они не люди, но в лучшем случае человекоподобные существа.Подобным образом впоследствии поступали и христианские юродивые. Их терпели по необходимости. Будь они хоть в мало-мальски социальном статусе, их бы порвали на части. 
Наверное нужна была особая внутренняя сила и крепость,которой обладали в те времена единицы, чтобы не побояться взглянуть в лицо этой реальности..Не только увидеть,но и умело обличить подлинный, трагичный и злой характер мира сего временного.
Где каждый из живущих в нем старается обнажить нелицеприятные стороны другого человека, уязвить в самое больное место ближнего своего.Сводя смысл своей жизни к саркастическому высмеиванию и травле тех,кого должен возлюбить,как самого себя..При этом всеми силами стремясь сокрыть от постороннего взгляда опутанную самыми срамными помыслами, исполенную всякого непотребства собственную душу: того обезображенного страстями зверя, что прыгает, мечется и силится вырваться наружу, отплясывая адскую жигу на загаженных останках,бывшей когда-то человеческой нравственности.Человек тщится не только плотнее прикрыть своими мнимыми добродетелями ту исковерканную грехом сущность, свое темное альтер эго,но и выставить себя по возможности правым или праведным. 
Другие, такие же заблудшие и озлобленные, как и он сам,достойные всяческого сожаления люди, под любым предлогом беззастенчиво срывают с него этот мнимый,ненадежный покров и кричат: "Вот он каков, вот каково ее истинное лицо, полюбуйтесь-ка, люди добрые!" Их мистер Хайд порой так резвится, что диву даешься. 
Конечно,при удаче из-под сорванного платья, на всеобщее обозрение всегда выставляется уродливая морда какого-нибудь зверя, олицетворяющего внутренний облик своего хозяина.. У того - упертого осла, у этого - гримасницы и кривляки обезьяны, у иного скользкой ядовитой змеи, полуразложившейся заснувшей рыбы, а кто-то носит в себе личину ипохондрика гиены или острую мордочку охочего до падали шакала..Что характерно,из всех земных животных именно эти наиболее ярко выражают человеческое помрачение.. 
Великий афонский старец Иаков (Цаликис; 1920 - 1991 гг.) однажды открыл для себя этот потрясающий факт: "Когда я причащаю людей, я никогда не вижу их лиц. Но однажды помысел мне сказал посмотреть на лица приступающих к Божественному Причащению. Тогда я увидел, что лица людей были похожи на морды разных животных, очень страшных." 
Так выглядит народ, воюющий со своим Создателем,не желающий понять, что духовный закон суров: если к кому-то относишься как к зверю, то сам непременно им и становишься. Кто поглощает более слабого,сам рано или поздно может оказаться жертвой более сильного..Не слишком привлекательная формула жизни.. 
Все это происходит сейчас здесь,в нашем с вами обществе, ибо законы и ценности социальной и нравственной жизни забыты из-за человеческой черствости, из-за духовного падения..Если бы Христос пришел в наше смутное время, Его бы не предали смерти, а просто высмеяли бы в блогах и комментариях к ним.. 
Конечно,я говорю здесь о людях с агрессивной,демонической сущностью, имеющих звериные повадки, у которых отсутствуют нравственные тормоза.Но не нужно забывать, что никто не застрахован от падений,мы все в этой жизни,весь род человеческий связан между собой единой жизненной цепочкой. 
В этом инфернальном зверинце мы,изначально созданные по образу и подобию Божию, уже отчасти живем и чем меньше это ощущаем, тем больше к нему принадлежим. Смех бесов, мерзость Богу... 
Страшно здесь то, что осуждение и уничижение других, зачастую, становится центром наших поступков и переживаний.Мы формируем сами, часто по случайному признаку, воображаемую схематическую фигуру человека и потом сами же или восхищаемся ею, или поносим ее.Это часто проявляется в нас,как дурная, пагубная привычка всему и всем давать оценки, а также как обостренная способность видеть чужие грехи и свои победы. Подмечать, запоминать и называть вслух чужие недостатки,с особенным удовольствием совершать явный или внутренний суд над ближним,придавая забвению свои несовершенства.Свои домыслы о человеке, неверные и шаткие, основанные не столько на фактах, сколько на нашем личном отношении к нему, симпатии или антипатии, мы утверждаем как действительность. В глубине души считая себя безошибочными аналитиками чужих достоинств и недостатков, мы описываем личность другого человека, как ученый - инфузорию в туфельках, которую он с интересом рассматривает под микроскопом. Каковы же люди на самом деле - никому, кроме Бога, не известно.. 
Мы забывам,что все наши самые ничтожные, грязные, сумасшедшие, безобразные мысли и поступки,все тончайшие движения душ наших, прежде,чем мы о них успеваем поведать кому бы-то ни было,становятся известны Богу заранее.. Только Он знает от чего зависит правильный суд и что сокрыто от глаз человеческих.Каждое Его слово, каждый совет, предостережение или заповедь направлены на нравственное исправление людей. 
Напоследок хочу привести Вам цитату с простыми и проникновенными словами из книги свт.Игнатия(Брянчанинова),"Аскетические опыты." : "Так будем соответствовать, по нашим слабым силам, великой любви к нам Господа, как могут соответствовать любви Создателя Его твари, и твари падшие (от них же первый есмь аз) : покаемся! Покаемся не одними устами; засвидетельствуем наше покаяние не одними немногими, кратковременными слезами, не одним наружным участием в церковном Богослужении, в исполнении церковных обрядов, чем довольствовались фарисеи. Принесем вместе со слезами, с наружным благочестием, и плод достойный покаяния: изменим жизнь греховную на жизнь евангельскую." 
Заповеди Христовы ни в коей мере не ущемляют наши, так называемые свободы,а лишь разрушают те барьеры,которые мы воздвигаем сами себе на пути к Богу и ближним.Счастливы те, в чью жизнь, как луч солнца, хотя бы изредка прорывается ощущение присутствие Бога.

Мне же остается просить у терпеливых читателей снисхождения к моему скудоумию и молитв о убогой душе моей.Спасибо..

статья, заповеди, звероподобие, человек, общество

Previous post Next post
Up