Оригинал взят у
pretre_philippe в
Про переходы из православия и в православие из других конфессийСвежая публикация на эту тему:
Что поразило меня в православии - рассказ бывшего протестанта Моисей Бенджамин Кэйб Нам нужно было нечто большее, чем «бесплатный билет из ада» или «Бог смотрит на нас сверху» И в общем логика понятна, и таких историй не так уж мало.
Но есть и совсем другие! К примеру, я лично знаю одну немолодую уже прихожанку, которая ходила и к отцу Александру Меню, и позже в один из лучших приходов Москвы, а в последние годы ушла к протестантам.
С годами я склоняюсь к следующим соображениям. Мне думается, что в целом причины могут быть самые разные, и обобщения здесь рискованны, но не в последнюю очередь здесь играет роль привычка к своему. Когда эта привычка вырабатывается, острота и свежесть восприятия служб и молитв утрачиваются, и сами службы могут становиться "пресными". И не только службы, но и определенного рода литература, и богословие, в каждой из христианских конфессий несущее свои черты и акценты. Человека может тянуть на сторону просто потому, что тут что-то новое!
Есть и разные психологические типы среди людей. В православии все же, по моим наблюдениям, закрепляются люди весьма определенного психотипа. Остальные могут либо не задерживаться здесь надолго, либо даже прямо отсеиваться - грубыми старушками, священниками, общей атмосферой религиозного потребительства, в которой нет места живому общению людей друг с другом. Но и в других конфессиях этот элемент потребительства весьма живуч, только он приобретает другие формы!
В последние годы мне также довелось узнать людей, которые устойчиво и многие уже годы пребывают "между" или скорее "и здесь, и там": ходят и в православные храмы, и в католические, причащаясь и тут, и там. Или в православные храмы и на протестантские собрания. Мне думается, что с годами, учитывая эпоху интернета, экуменические контакты и определенную критичность, выработавшуюся к своей родной церковности, таких людей будет только больше.
Если же говорить о своем родном православии, то здесь я чувствую, безусловно, уникальный потенциал, который в нем есть, но при этом в действительности он не только не раскрывается и остается под спудом, но ему даже как бы преднамеренно не дают раскрыться! В результате получается, что "высокое богословие" или мистика святых отцов - сами по себе, а церковно-приходская обстановка с "комбинатом религиозно-потребительских услуг" - сама по себе, и эти две действительности отстоят друг от друга, как небо от земли. Но в конце концов Христос действует в этом мире всегда вопреки, и достигает каждого из нас тоже скорее вопреки. И самим себе, и окружающей действительности.