Оригинал взят у
sibeaster в
Там убоятся они страха, где нет страхаЕсли кто не узнал, это была цитата из Пс. 52:6. Уж коли я взялся писать новый синаксарь, то этот стих как нельзя лучше подходит к размышлениям о Страшном суде. Уже, помнится, однажды говорил по этому поводу:
http://sibeaster.livejournal.com/116234.html Обратите внимание, что в читавшемся в минувшее воскресенье Евангелии (Мф. 25:31-46) слов "Страшный суд" нет. Нет их ни у Даниила (Дан.7), ни в Откровении - в тех источниках, на которые мы привыкли ссылаться в своих мысленных реконструкциях предстоящего конца мира. Это словосочетание, пора признать, просто выдумано, причем выдумано достаточно поздно, если рассматривать христианскую историю как единое целое. Я неоднократно показывал моим читателям виденные мною (а к ним еще нужно прибавить еще невиданые) ранние мозаики и фрески, посвященные Парусии - Второму пришествию Христа. В них, в этих живописных свидетельствах веры древней Церкви, нет ни ужаса, ни страха - одно лишь торжество, исполнение чаяний. "Восклонитесь и поднимите главы ваши, ибо приблизилось избавление ваше" (Лк. 21:28). "Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, - и придет Желаемый всеми народами" (Агг.2:6-7). Видите, не к ужасу, не к непрестанным земным поклонам и крикам "Помилуй мя, Боже, помилуй мя" нас готовит Писание, а к радости, к исполнению и завершению наших надежд и ожиданий.
Что же получилось в итоге? Шли века, Христос все не возвращался, и поскольку непрестанно "сидеть на чемоданах" в ожидании все откладывающегося Пришествия было затруднительно, кем-то был сделан гениально-демонический вброс в умы христиан. Отныне Пришествия не ждут - его боятся, его отодвигают, его рисуют в самых мрачных красках. Христиане, ежедневно говорящие Богу "Да приидет Царствие Твое", на самом деле не желают просимого, а страшатся и содрогаются. А как называется состояние, когда человек двоится в своих мыслях и желаниях? Невроз, шизофрения, психопатия - все, что угодно, но только не здоровье. Сколько здоровых людей было ввергнуто в отчаяние, ужас, болезненную мистику, потому что им внушили бояться Страшного суда, а не ждать с надеждой возвращения благого и милосердного Спасителя. Так здоровое и радостное ожидание было подменено животным страхом и психозом. При этом я сознательно не вдаюсь в тему, сколько приятных земных состояний было прикарманено Матерью-Церковью у простаков, напуганных и забитых фантомами.
Вернемся к Мф. 25:31-46. Где там страх, где там кошмары? Христос возвращается и призывает к Себе всех, кто последовательно жил и/или стремился жить по Его заповедям. Он не пытает их воспоминаниями о непосещенных богослужениях, о нарушенных постных днях или опущенных стихирах и канонах. Кормили и поили ли нуждающихся, одевали и помогали ли оказавшимся без крова над головой и покрова, посещали ли вырванных из обычной жизни несчастных - вот и все вопросы. Те, кто всерьез приняли евангельское учение, так и живут и боятся им абсолютно нечего. Тем, кто пока что не смогли начать жить по-евангельски, мягко напоминается о необходимости наконец решиться. Всё.
Конечно, и тут умелые толковники вклиниваются: а что делать тем, кто по небрежности, черствости, слабости не помог ближнему? И, разумеется, теми же толкователями дается благой совет: плакать, поститься, бояться и т.д. И все это самоуничижение и психоз предлагаются вместо того, чтобы посоветовать по возможности исправить сделанные ошибки, а в случае невозможности исправления (всякое бывает, поезд ушел) не повторять этих ошибок в дальнейшем.
Очень любят при этом ссылаться на аграфу (не попавшее в Евангелия цитату) Спасителя: "В чем застану, в том и сужу". И это толкуется в том же духе: Он придет, а вы тут ревете белугой и синяки на лбу показываете - вот, мол, как мы сожалеем о своих ошибках. Странное толкование, потому что в Мф. 25:31-46 нет ни слова о слезах и стенаниях, а лишь о сделанных или несделанных добрых делах. Христианин, живущий по Евангелию, и будет застан в день Суда поступающим такожде. Христианин, некогда ошибшийся и поспешивший исправиться, тоже в день Суда будет найден действующим праведно и свято. Ну а что, кроме пролитых слез и вычитанных покаянных текстов, смогут предъявить фанатики поста и покаяния, я не понимаю. Это, кстати, и мудрость предков четко усекла: глагол "каяться" (наш любимый в церковной среде) - несовершенного вида (что делать?), а "покаяться" - совершенного (что сделать?). Т.е., покаяние - это результат, а не процесс; это исправление, а не истерика о своей неисправимости.
К чему я все это? Мы вплотную приблизились к пучине Поста (как ее в какой-то из стихир называет Триодь). Можно предстоящее время провести в рыданиях, ногоутомлениях, коленонатираниях и (по непопытности или по большой "ревности") лборазбиваниях. А можно просто попробовать делать то, что Христос предлагает нам в Мф. 25:31-46. И тогда кошмар неотвратимого Страшного суда рассеется, а вместо него где-то на горизонте заалеет заря долгожданной Парусии.