Сидит старый шотландец в пабе c друзьями, пивко потягивает, трубку курит. Вдруг говорит:
- Вот эту мельницу, что видно из окна, построил я сам, в одиночку, привез камни, замесил раствор, намесил и построил... но почему-то никто не называет меня Макфларен-строитель мельниц.
Отхлебывает пива, затягивается из трубки.
- Свой сад, в котором сейчас самые большие урожаи фруктов и ягод во всей Шотландии, посадил я сам, в одиночку, все радуются и покупают мои плоды. Но почему-то никто не называет меня Макфларен-садовник.
Отхлебывает пива, затягивается из трубки.
- Деревенский мост, построил я, я спилил деревья, ошкурил, связал и сделал мост, теперь по нему ходят люди. Но почему-то никто не называет меня Макфларен-строитель мостов.
Отхлебывает пива, затягивается из трубки.
- Но стоило лишь один раз выебать овцу. . .
Прошедшие события на Украине ярко показали их непосредственных участников во всей красе. И для многих публичных персон они стали инструментом, который выбил краеугольный камень из основания их репутации, коя и посыпалась после этого как карточный домик.
Основных личностей, репутация которых пострадала сильнее всего, можно пересчитать по пальцам одной руки, хотя украинский кризис подрезал социальный и политический капитал многим. Но больше всего пострадали четверо. Это президент Украины Виктор Янукович, популярный российский музыкант Андрей Макаревич, мэр Харькова Геннадий Кернес и, конечно же, Алексей Навальный. Именно они получили такой удар, от которого еще нескоро оправятся.
С Януковичем все более или менее ясно. Когда-то ему верили, за него голосовал весь Донбасс, как за своего, проверенного человека, земляка. Ему сочувствовали, когда он проиграл выборы Ющенко, а уж после того, как Ющенко начал проводить свою внутреннюю политику, считали его чуть ли не маной небесной и 2010 год, год победы Виктора Федоровича на президентских выборах, был воспринят, как начало новой эпохи и дал многим украинцам надежду. Даже несмотря на то, что за годы его правления его рейтинг понизился, ему продолжали верить. Его готовы были защищать. Но трусость Януковича, его неспособность принять действительно жесткие решение и подавить Евромайдан, чего желал весь Юго-Восток и часть Киева, поставили крест на его политической карьере. Теперь Виктор Федорович - политический труп и чем он будет заниматься теперь - абсолютно непонятно.
Геннадий Кернес, он же Геша Харьковский, несмотря на давний прокол с предвыборной кампанией Михаила Добкина, все же сумел построить политическую карьеру и стать секретарем горсовета, а потом и городским головой Харькова. При нем Харьков был признан городом, наиболее комфортным для проживания среди прочих украинских городов. Как бы не указывали злопыхатели на его связь с криминалом, надо признать, что он был управленцем от Бога и Харьков несомненно расцвел при нем. Именно за это его и любили простые харьковчане. Он достаточно жестко отзывался о Евромайдане, угрожал его сторонникам и обещал защищать свой город. Но когда Киев пал и сила перестала быть на стороне Геши, он предпочел заявить о своей лояльности новой власти и прогнуться перед Коломойским. Теперь, после такого, скорее всего мэром Харькова ему больше не быть. Харьковчане не простят ему это предательство.
Украинский кризис сумел организовать проверку настоящим делом и вывести на чистую воду не только украинских, но и наших политиков. В частности, роковую ошибку совершил Алексей Навальный. Если когда-то его поддерживали националисты, ему сочувствовал интернет. Образ Навального был интересен в том плане, что он показывал себя как русского патрита, но одновременно с этим и как человека прогрессивного, не чуждого современным благам (Путин не пользуется компьютером и сотовым принципиально, он человек советской закалки, да и карьера разведчика учит не доверять электронике). Кроме того, Навальный привлекал современную молодежь тем, что в нем не было черт, присущих так или иначе людям, проживших значительную часть своей жизни в СССР. Это делало его "политиком нового типа". Несмотря на провал "болотных" митингов, Навальный еще мог себя проявить. И проявил-таки, получив не самый плохой результат на выборах мэра Москвы. Электорат у Навального был. Был - ключевое слово. Теперь от него открестился "Спутник и Погром" во главе с Просвирниным, перестал поддерживать Егор Холмогоров, перестали пиарить сообщества Вконтакте вроде МДК. Чего ему стоило поддержать присоединением Крыма? Да ничего, он бы этим только привлек к себе сторонников, хоть и потеряв часть старых. Но Алексей не поддержал и выступил резко против. И похоронил свое будущее, как политика. Ему это еще припомнят. Если раньше Навальный резко выделялся из либеральной тусовки и разительно отличался от того же Немцова, то теперь он стал точно таким же. А отношение к Немцову в России достаточно однозначное.
Последний человек из этого перечня - не политик. Но популярный музыкант, достаточно известный в России и за ее пределами. Лично мне не нравится его музыка и песни, но многие их любят, а это значит, что человек чего-то, да добился в своей жизни. Зачем Макаревич полез в политику - непонятно. Конечно, он зарабатывает своей музыкой, он не политик, а значит, выступив против присоединения Крыма, он все же не похоронит себя. Но ущерб своей репутации он получил значительный. В Крыму его фанаты ломали диски с его музыкой и заявляли о том, что не желают его больше видеть. Да и в России тот или иной фанат пораскинет мозгами, прежде чем идти на его концерт или мероприятие, которое Андрей патронирует.
В заключение можно сделать неоспоримый вывод - судьбоносный момент случается в жизни у каждого из нас, и нужно принять правильный выбор. Да, можно сделать ошибку, но ее стоит признать, если большая часть людей говорят тебе, что ты не прав. Да, не всем это обязательно, и ты можешь упорствовать в своем выборе, но если ты публичное лицо, ты должен понимать отвественность, которая лежит на тебе. Ответственность за все твои слова и за все твои действия.