Институт виноделия им.Таирова - Винодельческая станция Русских виноградарей и виноделов

May 02, 2012 16:12




В мае 1895 года, чтобы находиться поближе к местам производства винограда и вина, Василий Таиров переезжает из Санкт-Петербурга в Одессу. С 1888 года Василий Егорович - обязательный член всех российских и иностранных совещаний, конгрессов и съездов научных обществ по вопросам виноградарства и виноделия. С 1901 года состоит членом постоянного Международного комитета виноградарства, а с 1903-го становится его вице-президентом.
Идея создания научно-опытного учреждения возникла у Таирова еще в 1899 году. Станция создавалась на добровольные пожертвования виноградарей и виноделов России и 5 февраля (23 января) 1905 года в Одессе состоялось торжественное открытие первой в России винодельческой станции.


Первоначально станция размещалась в нескольких комнатах и кладовой Нового рынка в Одессе, в ней работали всего два специалиста - химик и микробиолог и один технический служащий. По мере улучшения финансирования станции, расширялась ее деятельность. Заслуги Василия Таирова не остаются незамеченными: в 1908 году он был произведен в действительные статские советники.
В 1910 году одесские землевладельцы Алексей Погорельский и Наталия Духновская подарили винодельческой станции Таирова участок земли на берегу Сухого лимана, близ села Бурлачья Балка площадью в пять десятин. И вскоре началось сооружение целого комплекса - главного лабораторного здания, винного подвала, прививочной мастерской, ряда хозяйственных построек (на первом фото - справа-налево). Проект разрабатывал на общественных началах архитектор С.В.Панов. Строительство велось за счет пожертвований общественных учреждений и частных лиц и завершилось в 1912 году. Станция была оснащена современным для того времени лабораторным оборудованием. Тогда же был заложен экспериментальный виноградник и коллекция сортов винограда, начаты полевые исследовательские работы.
На нескольких этажах главного корпуса размещались лабораторные помещения, аудитории, несколько квартир, комнаты для прислуги.




В 1924 году Винодельческая станция Русских виноградарей и виноделов преобразуется в Центральную научно-исследовательскую станцию, носящую имя ее создателя.
На основателя и руководителя станции начинают писать доносы и жалобы его же коллеги и подчиненные, создаются комиссии и проверки, устраиваются «чистки» и разоблачения. Осенью 1926 года Василий Таиров расстался со своим детищем: по одним данным, он был снят с работы, по другим - ушел сам, не выдержав безосновательных обвинений. А станции к десятилетию революции в 1927 году присвоили имя К.Тимирязева, не имевшего никакого отношения ни к учреждению станции, ни к виноградарству в целом. Десять лет ученый, исследователь, основатель отечественной научной школы виноградарства был в опале, еле сводил концы с концами, живя на нищенскую пенсию и случайные гонорары. В 1931 году Центральную научно-исследовательскую винодельческую станцию переименовали в институт - Украинский НИИ виноградарства и виноделия. О Таирове вспомнили только в 1935 году в связи с тридцатилетием станции и пятидесятилетием научной и общественной деятельности ее основателя. И вскоре, в начале 1936 года, с Василия Таирова, которому в то время было уже семьдесят шесть лет, сняли все обвинения как надуманные и беспочвенные. Институту было возвращено имя его основателя, а ему самому - все звания, назначена персональная пенсия, отремонтирована за государственный счет квартира.
Василий Егорович Таиров умер 23 апреля 1938 года и похоронен на Втором городском кладбище.

Несколько лет назад, усилиями нынешнего директора института Вячеслава Власова, исторические фасады главного лабораторного здания и винного подвала были полностью отреставрированы. Лишь была изменена надпись на фасаде - «Винодельческая станция Русских виноградарей и виноделов» на «Винодельческая станция». А вот внутренние ремонтные работы остановил кризис. Но и сегодня выполняет свои функции винный подвал с опытными образцами хранящегося в дубовых бочках сока виноградной лозы. Тоннель, ведущий к лиману, обеспечивает устойчивую круглогодичную вентиляцию. Оба здания имеют автономное водоснабжение и электричество. Водонапорная башня, по типу австрийской, функционирует и сегодня.




На сегодняшний день бывшее здание Винодельческой станции Русских виноградарей и виноделов находится за забором, доступ к нему ограничен.




Со стороны лимана также установлено ограждение.




История потери. Статья из газеты «Урядовый курьер».

Хронологически - как это произошло. 1998 год - постановление Кабмина о передаче объектов соцкультбыта на баланс местных советов. «Если бы не это постановление, мы это помещение не отдавали бы», - уверяет директор ННЦ «ИВиВ им. В.Е.Таирова» Вячеслав Власов. Он не считает этот документ неправильным и ненужным: заброшенные государственные предприятия действительно страдали от социального бремени. Институт тоже охотно избавился тогда от своих теплосетей и водопроводов. Но одновременно пришлось отдать и помещения винодельческой станции, в котором в то время работала средняя школа, что и требовало вписывать этот объект в общий перечень социалки. Хотя того же года школа переселилась в новое помещение и станцию снова можно было пускать в винодельческую орбиту, но это здание уже пришлось покупать у поселкового совета. Не обремененному средствами института пришлось искать компаньонов среди бизнесменов.
А в 2001 году, когда опытном хозяйстве института как государственному учреждению запретили совместную деятельность с коммерсантами, ННЦ был вынужден выйти из числа учредителей, возлагая дальнейшие надежды на одного из партнеров-бизнесменов, которому тогда отошло 50% сооружения. Но в 2006 году этот человек - участник Великой Отечественной Юрий Мазур, кавалер двух орденов Славы, свой первоначальный капитал он накопил, работая на строительстве БАМа, - ушел из жизни. Другой партнер, бывший работник прокуратуры, воспользовавшись случаем, попытался прибрать к рукам все помещение. То, что он ошибается, пришлось доказывать через суд. К тому же за партнером, с которым институт свела нелегкая, водились и другие грешки. Тот активно использовал символику и технологические достижения института для реализации своего вина в нескольких торговых точках, расположенных в Одессе. «Имя Таирова запатентовать - это вообще наглость, - возмущается Вячеслав Власов, - ведь это наследие национального масштаба!»
Суды, впрочем, и с именами порядок навели, и присудили наследникам Ю.Мазура 50% сооружения. Однако оснований для того, чтобы праздновать хоть промежуточную победу, у Института им. В.Е.Таирова нет.
Вячеслав Власов говорит, что не имеет никаких сомнений по поводу того, что наследники Мазура будут придерживаться предыдущих договоренностей и позволят использовать принадлежащую им часть станции в интересах отечественного виноделия. Проблема в том, что половиной помещения они обладают практически только на бумаге. Областное управление охраны объектов культурного наследия, несмотря на положительные заключения экспертов, не позволяет разделить помещение между собственниками, так как охранный договор заключало только с ООО «АПК«Таировское». «Мы требуем, чтобы позволили разделить помещение в натуре», - говорит Вячеслав Власов. Более чем на половину претендовать никак не приходится - предварительная оценка сооружения 850 тыс. грн, и выкупить половину у другого совладельца институт просто не имеет возможности. Но и половина - это немало, считает Вячеслав Власов: «Свое выделим - потом, может, и действительно можно найти какого-то мецената. Теперь условия для государственно-частного партнерства уже существуют. Институт не имеет денег, но у него есть интеллектуальная собственность и технологии, которые в сотрудничестве с хорошим инвестором могут дать хороший результат».
Впрочем, без взвешенных решений государственной власти, считает Вячеслав Власов, историческое здание, овеянное славой первых ученых от виноградарства, Институт им. В.Е.Таирова может пока увидеть только через высокий забор.

Одесская область, Одесса, Одесса старая

Previous post Next post
Up