Оригинал взят у
freedom в
К вступлению в силу закона «О блогах и блогерах» (ФЗ-97) Сегодня в стенах медиахолдинга Rambler&Co проходит мероприятие, приуроченное к вступлению в силу закона «О блогах и блогерах» (ФЗ-97). Встреча блогеров, СМИ, агентств, площадок, ассоциаций, бизнес-структур призвана разъяснить положение закона и особенности его применения, в неформальной форме обсудить вызовы и возможности, вытекающие из нового положения блогеров, наметить пути развития блогосферы в России. В связи со знаковым событием было принято объявить сегодняшний день Днём блогера в России.
Для всех заинтересованных мы провели онлайн-трансляцию с
мероприятия.
фото
prosto_vovaтекст
mark_y Ведущие мероприятия:
Сергей Гребенников (РАЭК),
Юрий Синодов (roem.ru).
Часть 1. Обзор социальных сетей и блогосферы в России и за рубежом. Закон о блогерах: 1 августа - точка отсчёта
Спикеры:
Сергей Плуготаренко (РАЭК) /
Карен Казарян (РАЭК)
Сергей Плуготаренко (СП):
- 68,7 млн пользователей - аудитория Рунета. Средний интернет-пользователь тратит два часа в день (на 21 минуту больше, чем в прошлом году).
Карен Казарян (КК):
- Топ-20 самых посещаемых сайтов - в том или ином виде соцсети.
СП:
- Тренды соцсетей и блогосферы: мобилизация, конвергированные коммуникационные среды, коммерциализация, трансграничность, «Личный интернет» vs «Социальная активность», приватность: «Анонимность» vs «Безопасность», попытки регулирования социальных сетей.
Рунет и законы. Беспрецедентно пристальное внимание государства к интернет-среде: 21 инициатива. В законе чётко разделяются понятия «блогер» и «организатор расространения информации в сети Интернет». Наши инициативы изначально никто не слышал, но уже в проработке деталей к нам прислушались.
Подробности можно прочитать на сайте
ЯБлогер.рф.
Часть 2. Эффективность рекламы в блогосфере. Кейсы. Капитализация сетевой активности
Илья ГольцманОлег БарминСавельев Антон Антон Савельев (АС):
- С момента активного роста соцсетей в России за последние пять лет охват ЖЖ вырос почти в два раза. В прошлом году ЖЖ поставил абсолютный рекорд в России. Почти треть всей аудитории Рунета заходит в ЖЖ. Время нахождения на сайте составляет несколько минут - удивительная вещь для интернет-пользователя.
ЖЖ как площадка выгодна для проведения спецпроектов. Блогеры - лидеры мнений, они могут нестандартно и эффективно донести те задачи, которые нужны клиенту.
ЖЖ, по модели потребления контента, ближе к стандартным СМИ, нежели к соцсетям. На 5 % пишущих блогеров приходится 95 % читающих (они, возможно, даже не считают себя блогерами). Огромную долю нынешнего охвата мы получаем из соцсетей. Соцсети - главные драйверы роста: ВК, Facebook, Twitter.
Пользователи ЖЖ подходят к контенту вдумчиво, изучать большие материалы; в рамках одного поста могут быть и ссылки, и фото, и текст, блоги - мультифункциональный инструмент. Истории ЖЖ собирают тысячи комментариев.
ЖЖ не конкурирует с Фейсбуком и ВКонтакте, но получает переходы из них. С точки зрения коммерции это очень выгодная модель.
Олег Бармин (ОБ):
- У нас наконец-то появился пример того, как крупная компания - Вымпелком - зашла в блогосферу. Генеральный директор Билайн начал вести блог в декабре прошлого года. Я посмотрел его статистику, получилось более 2 млн уникальных посетителей в месяц, порядка 600 постов.
Информация быстро устаревает. Поэтому блог - удобное средство поддержания актуальных данных. Михаил Слободин (гендиректор Билайн) ввёл блоги для службы поддержки компании. Телефонные операторы службы говорят по протоколу, а блоговая служба может позволить себе живое, личное общение.
СП:
- Должны ли блогеры, в том числе Михаил, нести ответственность за сказанное?
ОБ:
- Наверное, да.
Приведу пример кейс, как зарабатывать деньги через блоги. Сергей Доля помог мне продать цветы к 8 марта (позже здесь будет ссылка на кейс). Другой кейс - как я решил похудеть (также позже появится ссылка). У меня есть хорошие цифры, которые показывают, как эти кейсы распространяются по стране.
Часть 3. «Подводные камни» закона о блогерах
Матвей Алексеев (Rambler&Co)
Матвей Алексеев (МА):
- Уверен, блогерам не будет сложнее, чем журналистам. Знаю, что есть определённые опасения. Сразу скажу: если у вас более 3000 посетителей в день, лучше самим прийти и зарегистрироваться, потому что вас могут без уведомления внести в реестр. Дальше поясню.
Следите за своими паролями, аккаунтами, чтобы их не «увели». Происходит деанонимизация, придётся указать ФИО. Учите матчасть: чтобы жить по закону, его нужно изучить.
Конституция РФ, административный и уголовный кодексы распространяются и на интернет-среду. Нельзя просто дать ложную информацию о ком-то.
Все сайты, которые имеют посещение более 3 000 пользователей в день, будут приравнены к СМИ. Придётся воспитать в себе определённые качества. У нас есть мировой пример. Есть на этот счёт шутка, что у иудеев, у мусульман и у христиан были лучшие СММ-щики: они написали по одной книге, а их читают миллионы.
Часть 4. Почему ведущие блогеры не считают себя блогерами и о соцсетях как каналах личных продаж бренда
Алёна Владимирская (Pruffi.ru)
Алёна Владимирская (АВ):
- Я популярный блогер и хочу говорить о внутренних переживаниях.
Всех блогеров можно разделить на три неравные зоны: 1. идеалогия, 2. звёзды, 3. экперты. Я эксперт, и не потому что я сильно умная, а потому что я пишу о рекрутинге.
Почему мне этот закон а) не столько важен, б) мешает. Мы, блогеры-эксперты, и так несём персональную ответственность за информацию, которую мы размещаем. Это влияет на наш бизнес. Мы отвечаем своей репутацией, своим именем. У нас есть внутренний кодекс, и нас большинство.
Когда-то в ЖЖ (не с сегодняшней командой) появилось много «джинсы» и купленного пиара. Государство посчитало статистику только по этим блогерам и решило призвать к ответственности. А нас даже не посчитали. Только 5 % блогеров ЖЖ повлияли на всех нас.
Закон должен быть неодносторонним. Ответственность должна быть обоюдная. Если мой блог закроют, кто будет возмещать убытки компании? При этом я сама получаю сообщения от ботов о том, как хорошо на Селигере. Почему нас не услышали? Это риторический вопрос, но, возможно, я услышу ответ сегодня.
Часть 5. Процесс регистрации и преимущества, права и обязанности
Алексей Жмаев (ФГУП «ГРЧЦ»)
Борис Едидин (Роскомнадзор)
Борис Едидин (БЕ):
- Закон призывает не материться, соблюдать закон о выборах и так далее. Но есть и права: свобода на доступ к информации, заниматься коммерческой деятельностью, свобода слова и так далее.
Можно зарегистрироваться в качестве блогера по собственной инициативе или по инициативе Роскомнадзора. В первом случае вы заходите на сайт и заполняете форму, потом получаете подтверждение от Роскомнадзора. Во втором случае Роскомнадзор может направлять запрос блогеру, вебсчётчикам о количестве посещений. Следует адекватно среагировать на этот запрос, заранее установите счётчики. Если Роскомнадзор не получит сведений непосредственно от участника, он обращается к администрации площадки с той же просьбой.
Приоритетом была задача сделать простую форму регистрации.
Часть 6. Счётчик всему «голова»
Александр Горный (Mail.ru Group)
Леонид Филатов (OpenStat)
Александр Горный (АГ):
(Демонстрирует принципиальную схему счётчика.)
- Счётчик Mail.ru предлагает статистику посещений, соцдем посетителей, статистика в режиме реального времени, аналитический отчёт.
Леонид Филатов (ЛФ):
- Тут уже доступно объяснили, что считать в любом случае придётся, потому что посчитать за вас, если вы сами не будете.
Хотел бы рассказать об инструментах подсчёта посетителей.
Серверные логи или DPI - самый точный способ. Простой инструмент. Даёт достоверные цифры, но не разделяет ботов от реальных пользователей.
Традиционные счётчики считают по «хитам», это браузерные счётчики. Считает и pop-up-страницы (открывающиеся автоматически).
Аналитические системы - самые дорогие. К таким можно отнести Google, Яндекс-метрику, OpenStat, Mail.ru.
Что эти аналитические системы могут полезного дать, с точки зрения вступающего в силу закона:
1. Уникальность посетителей.
2. Время, проведённое на странице.
3. Поведение на странице.
4. Содержание страницы.
Что важно, метрики помогут отделить людей от ботов.(Демонстрирует пример подсчёта статистика сайта - считать ли его приравниваемым к СМИ или нет на основе анализа осмысленных посещений людьми и паразитного механического трафика.)
СП:
- Если раньше трафик на сайт нагоняли, то теперь будут избавляться от него. (Смех в зале.)
Илья Гольцман (ИГ):
- Блогеры могут говорить что угодно, но закон - это факт. Его можно только принять.
Свободная дискуссия.
- Как пользователям Facebook подавать информацию?
- Как и сказали: если не можете предоставить данные, их даст площадка. Сидите и ждите.
Смена панели. Новые спикеры:
Максим Ксензов (Роскомнадзор)
Алексей Венедиктов (Эхо Москвы)
Герман Клименко (LiveInternet)
Максим Буянов (РАЭК)
Евгения Плешкова (Rambler&Co)
Антон Меркуров (эксперт)
Дмитрий Чернышёв (блогер)
Антон Голубчик (блогер)
Юрий Синодов (ЮС):
- Давайте вкратце каждый выскажется.
Герман Клименко (ГК):
- Индустрия стоит в варианте «либо мясо, либо молоко». Государство хочет поставить нас в стойло, а мы своим поведением противимся. На самом деле, государство ничего не хочет, просто говорит: выберите сами вид стойла, смажьте чем вам нужно доильный аппарат, сделайте всё, что нужно. Если нет - на бойню.
Если мы говорим о целях, не говоря, плохо это или хорошо, то цель одна: ограничить какую-то информацию. Это связано с тем, что блогеров читают больше, чем РИА, а блогеры могут писать глупости.
Антон Меркуров (АМ):
- Зачем создавать закон, который дублирует действующие законы, которые и так защищают от безответственной информации? Чтобы люди больше писали про котиков, а не дачу Володина. И я «за»: котики лучше дачи Володина.
Алексей Венедиктов (АВ):
- Я ездил в Израиль, где есть схожий закон. Узнал, что это делается для защиты авторского правда. Ограничение: 50 000 уникальных пользователей в день в течение трёх месяцев. Причём посчитайте, сколько в Израиле население страны. У нас это сделано для десяти человек, это точечный закон. Остальные могут расслабиться, писать цифру 2 900 и спать спокойно.
Дмитрий Чернышёв (ДЧ):
- Создатели закона просто привлекли внимание к блогерам. А люди засиделись в соцсетях, будут чаще выходить гулять на улицу, что тоже полезно.
Максим Ксензов (МК):
- Закон создан не для того, чтобы кого-то преследовать или посадить. Между котиками и критикой режима есть много интересного в живом мире. Коллега правильно сказал: нужно выходить и общаться. Из этого закона не надо делать жуткий молот или инструмент кровавого режима. Это не направлено против 5-10 человек, я бы сказал, что он вообще не направлен против кого-то. Когда закон создавался, было много дискуссий. В районе нового года ещё никто не хотел отделять блогеров, отправлять их в «стойло». Но случились определённые события (Волгоград и т. п.), которые стали спусковым механизмом.
Осенью мы перейдём точку невозврата, когда будут появляться законы не запрещающие, а стимулирующие.
ЮС:
- Часто приходится цитировать кого-то. Своего текста - только название и короткая вводка. Как определять авторство?
У меня компания, я её директор, мы несём ответственность. Прав ли я, что новый закон увеличит динамику реагирования на нежелательную информацию?
МК:
- Давайте поговорим о другом. На мой взгляд, это не очень интересная дискуссия для всех.
Казусы бывают, но их количество уменьшилось. Мы привлекаемся третьей стороной в суды, чтобы правильно формулировать решения; чтобы не было глупых решений (например, закрыть доступ к интернету на всей территории Майкопа).
У меня есть простой и скучный ответ: практика правоприменения покажет. Может, через три месяца встретимся и будем улыбаться по поводу всех переживаний сегодня. Может, нет.
Выходные данные будут открыты только для внутреннего пользования, публиковать их нигде не надо.
За действиями ФСБ следит прокуратура, она следит и за нами. К ней можно обращаться.
- Вам не кажется, что накладные расходы превысят пользу от закона.
МК:
-Не вижу никаких накладных расходов.
(Вопросы из зала. Отвечает МК.)
- Как вы будете понимать, блогер это или нет.
- По самоопределению. Используя здравый смысл. Мы с блогером, который превысил количество посетителей в 3 000, получает новое качество. Мы начинаем отслеживать его поведение.
- В законе нет понятия «здравый смысл».
- Я его наработал за последние два года, работая над законами.
- Мы уже 5 лет не может верифицировать нашу страницу, как может Роскомнадзор может потребовать от нас что-то?
- Вам не стоит беспокоиться. Специально за вами никто сразу не придёт.
- Что будет с теми блогерами, которые не зарегистрируются?
- Это сделает за вас Роскмонадзор. Если не желаете находиться в реестре, ждите запроса от Роскомнадзора. (Ответил СГ.)
- Что будет за дачу ложной информации в блоге?
- Блогером быть проще, чем СМИ. Не будет таких жёстких мер.
- Что мне лично даст закон?
- Этот закон входит в пакет антитеррористических поправок. Не все законы нам нравятся, но они нас охраняют. (Пример с законом о ПДД.)
- Закон должен не только защищать от блогеров, но защищать и самих блогеров.
- В законе о СМИ у журналистов есть права, не только обязанности. (Перебили. Не закончил.)
Возможно, я не отвечу на все вопросы, но я могу вопросы собрать, обсудить их с коллегами. Возможно, мы внесём какие-то правки после этого. Если у вас есть предложения - почему бы и нет. Через полгода с момента вступления закона в силу можно вносить изменения.
- Как можно защитить блогеров от анонимных жалоб?
- Сейчас я не могу описать алгоритм. Всё это приходит с опытом. Конкретных формулировок сейчас нет. Роскомнадозор может взять на себя функцию защиты интересов блогеров, если блогеры несправедливо попали в реестр.
По итогам отраслевых совещаний, мы поняли, что мы не будем делать собственный счётчик, не будем выбирать приоритетный счётчик. Конфликтные или экспертные комиссии (при Роскомнадзоре или нет, это неважно) будут решать спорные случаи. Мы сейчас работаем над созданием такой комиссии.
СП:
- Вы задаёте вопросы, на которые уже есть ответы на сайте
ЯБлогер.рф, найдите час времени, чтобы ознакомиться с ними. Комиссия будет формироваться из представителей власти, экспертов, и даже есть квота на определённое число представителей от самих блогеров.
- Каким будет статус блогера? Будет ли приравнен к журналисту? Обязан ли будет соблюдать закон о СМИ?
МК:
- Нет. Нет, нет, нет.
СП:
- Мы всем выдадим инфографику, где всё указано (позже здесь будет картинка).
(Продолжает отвечать МК:)
- Будете регистрировать Инстаграм Д.А. Медведева?
- Нет. Он сам, скорее всего, зарегистрируется. Прежде чем задавать компрометирующие вопросы, ознакомьтесь с текстом закона.
- Как быть с рекламой табачных изделий и т. п. в блогах? Как это будет контролироваться?
- Блогер должен соблюдать закон о рекламе. Это другое законодательство. Можно обратиться в ФАС.
- На некоторых сайтах есть пользовательские разделы (Roem, TJournal и т. п.), где пишет ряд авторов. Должны ли они все отдельно регистрироваться?
- Площадка сама решает, регистрировать ли каждого или закрывать ведение блогов.
- Если у человека несколько счётчиков, он пишет что-то неугодное Роскомнадзору. Один счётчик показывает меньше 3 000, другой - меньше. Какой будет считаться?
- Принципиальная позиция была не тратить свой счётчик - не тратить денег, не выбирать из существующих на рынке - чтобы не проводить конкурсы. Будут работать все счётчики, комиссия будет принимать решения в каждом отдельном случае. Методология разработана, мы будем пользоваться ею.
- Когда блогеру нужно начинать следить за контентом - когда у него появилось 3 000 читателей или когда он попал в реестр?
- Это параллельные события: есть 3 000 - подпадает по закон.
- Какими инструментами вы будете пользоваться?
- Специальных инструментов у нас нет. Мы будем прибегать в том числе и к помощи профессионального сообщества. У всех площадок разные интересы, поэтому внутриотраслевых конфликтов не избежать. Наша задача - находить компромиссы. То, что мы тут встречаемся, это уже хорошее начало.
Я не сравнивал бы нас с другими странами, вроде Турции или Китая. Всё будет происходить, как в обычной цивилизованной европейской стране.
ГК:
- В конечном счёте, всё закончится хорошо. Может, одного посадят. Как это было с Ходорковским. Но остальных будут беречь, как берегут Дерипаску и других. У нас и предпринимательский, и блогерский фонды не велики.
СП:
- Наша задача быть медиатором между государством и бизнесом.
АВ:
- Вам честно сказали: этот закон - антитеррористический. Вы не террористы, пишите себе спокойно. Будет Медведев террористом - закроют его блог. Прочитайте закон.
ЮС:
- Всем спасибо за встречу. Читайте законы!