Сегодня, в Чистый четверг, Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, провел Чин омовения ног по христианской традиции.
Вообще же, Омовение ног ученикам описано только в Евангелии от Иоанна. Согласно его рассказу, в начале тайной вечери:
« Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете
(Ин. 13:3-17) »
В иудейской традиции существовали различные ритуальные омовения перед участием в разных обрядах. в данной истории Иисус и ученики участвовали в священной трапезе пасхи. До начала трапезы каждый должен был омыть свое тело по обряду. Придя на место совершения священной трапезы ноги участника (возлежащего) были осквернены, поэтому слуги не участвовавшие в трапезе омывали ноги гостям. Когда Иисус подошел к Петру для омовения его ног в образе полураздетого раба (так как он снял с себя верхнюю одежду), Пётр отказался от услуг Учителя, считая неприемлемым дать Ему умыть свои ноги унизив Учителя до уровня раба. Затем Петр предлагает компромисс, чтобы Иисус умыл ему руки и голову, таким образом соглашаясь на услуги не раба, а раввина, так как раввины совершали священные омовения своих учеников.(Ин 2:22-23). Но Иисус преднамеренно занял позицию слуги, а не господина или священника. Этим самым Он в корне меняет принятые устои отношений между сословиями. Когда Пётр попытался отказаться от Его услуг, желая не изменять принятых правил, то Иисус заявил: «если не умою тебя, не имеешь части со Мною» В этом эпизоде проявляется основополагающая мысль христианского учения: быть слугой ближним своим несмотря на твое положение в обществе.
01. Свято Троицкий кафедральный собор
02. Сегодня день, когда очень желательно причаститься
03. Первый причастник
04. Причастники
05. Выносят принадлежности для омовения ног
06. Владыка благословил прихожан
07. По чину Митрополит восседает в центре. и ему выводят 12 священнослужителей, которым он омоет ноги
08. Их выводят попарно
09. Все 12 ожидают начало Чина омовения
10. Согласно чинопоследования Митрополит снимает с себя сам, без помощников, митру, панагию, крест, омофорий и саккос и кладет их на кресло. В это время протодьякон читает лишь один текст: "И положи ризы Своя"
11. Потом Митрополит берет большой лентион (полотенцем наверное можно назвать) и опоясывается им. В это время читается "И прием лентион, препоясася"
12. Затем в сосуд в котором будет проходить омовение вливается крестообразно вода. Читается же в это время : "Потом же влия воду во умывальницу"
14. И после чтения протодьяконом : "И начат умывати ноги учеником, и отирати лентием, им же бе препоясан" Архиерей начинает омовение ног всем 12 священникам.
15.
16.
17. После омовения ног 11-ти идет своеобразный диалог Спасителя с Петром, который описан вначале поста.
18. Читается Евангелие
19. Митрополит благословив народ, совершает отпуст.
Вот так сегодня проходил у нас этот трогательный чин Четверга Страстной седмицы.