Вспомним Беслан друзья! 20 лет прошло. А ведь как будто тот страшный сон был всего лишь на прошлой неделе. И Екатеринбург, и наша область в те трагические дни как то быстро сориентировалась и уже 5 сентября я с двумя коллегами из областного Красного Креста и екатеринбургским бизнесменом и моим товарищем Андреем Голошейкиным, выехал в Беслан с несколькими машинами гуманитарного груза, в кратчайшие сроки собранного жителями города.
Собрался этот груз тоже быстро, наши люди очень отзывчивые к чужой боли, шли в Красный Крест именно с тем, что на тот момент было нужно в Беслане. Сложнее всего оказалось груз вывезти. Нужно было три фуры, а большинство транспортных компаний лишь заслышав слово Беслан, тут же теряли охоту разговаривать дальше.
Один эпизод я не забуду и буду вспоминать его всегда... Молодая, лет 30-ти мама пришла с дочкой семи - восьми лет... Мама принесла в Красный Крест конвертик с нехитрыми сбережениями для пострадавших семей, а девчушка осторожно и бережно несла перед собой малюсенькую, розовую пластмассовую копилочку в форме сердечка, в которой побрякивала мелочь... Еле сдерживая слезы, попросила - "Отдайте девочкам... Там... Тем кто живые остались..." и разрыдалась. Не выдержали и мы все, кто в тот момент в комнате находился. Вспоминаю сейчас, и до сих пор ком подкатывает к горлу.
Ехали довольно быстро. Благо, ГУВД Свердловской области выделило экипаж сопровождения ГАИ и шли мы везде "по зеленой". Уже в Ставрополье водители фур взмолились - попросили передышку. Часов пять-шесть поспали, в Беслан приехали практически за двое суток.
Чуть было не влипли один раз. Где то в районе Арсгира или Алагира (забыл уже) остановились в кафе и за столом обсуждали очередной отрезок пути с гаишниками. Подошел какой то "добрый человек", и какбэ невзначай "подсказал" маршрут, который по идее был оптимальным по скорости, и мы уточнив кое какие точки, в принципе согласились именно по нему и поехать. В самый последний момент, уже перед выездом почему то передумали и поехали так, как было намечено ранее. (Уже потом во Владикавказе представители местного УФСБ, нам сообщили, что на том маршруте фуры и просто доверчивый транспорт "встречали" суровые и вооруженные горцы, и отпускали не всегда...) Тогда нас Бог миловал!
Актовый зал. Тут расстреливали заложников
Беслан в те дни стонал от слез. Похоронным процессиям не было конца. Некоторые попросту обезумев от горя, ходили вокруг школы сутками и искали своих убитых детей. Спрашивали нас, не видели ли мы только что вот такую вот девочку с бантом. Спокойно смотреть на это не было никаких сил.
Мы возложили венки. От жителей Урала. Зажгли поминальные свечи. Фотографировали практически из под полы, потому что казалось что и фотографировать то сейчас как то стремно и неуместно.
Выгрузились. Мне показалось как то, не тогда, а уже после, что гора "гуманитарки" вряд ли нужна была тогда бесланцам. Ведь подумайте только - в край минеральных вод, Московская область к примеру тогда отправила 2 длинномера минеральной воды (!). С этими машинами мы встретились на складах МЧС во Владикавказе. Из Польши прилетел борт с грязным нижним бельем(!). Наверное это был некий жест, хоть как то перекрывавший беспомощность государственной машины перед терроризмом, в таком зверином обличьи. Не нужны были тогда тем людям туфли - не танцевать больше матерям, не нужны им были тогда продукты и медикаменты - им нужны были свои кровиночки - дети, которых уже было не вернуть.
В Владикавказском Красном Кресте вечером молча помянули погибших. Возвращались в Екатеринбург практически не проронив ни слова.
Те дни, проведенные в городе слез, стараюсь не вспоминать, но весь парадокс заключается в том, что забывать те дни тоже нельзя!
После Беслана в Правительстве Свердловской области, где я тогда работал, уже особо не задумывались, когда кому то надо было ехать в Грозный, в Приднестровье, в разрушенный и восстанавливающийся Цхинвал. Так я и ездил.
Трагедия унесла 333 человека, из них 186 детей.
Упокой Господи души убиенных невинных рабов Твоих!