Обновка

Mar 18, 2023 19:21

На сегодняшнюю вечернюю службу я пришел в новом подряснике. Старому, который мне благословили надеть, было наверное уже больше двадцати лет, и я признаться не помню, в каком это было году. А вы знаете, что такое подрясник, стихарь, орарь и кто может это все носить? Если нет - я немного расскажу об этом.



В первые века христианства Церковь стремилась вводить собственные традиции в вопросах облачения, отказываясь от античного наследия. Однако среди многих священников существовала негласная мода на одежду, напоминающую скромные или пышные наряды философов древнего мира. В VI веке, когда Римская империя прекратила свое существование, в обиход вошла более короткая одежда в традициях варварских племен, захвативших Апеннинский полуостров. Церковь сразу отказалась следовать всеобщей моде, и клирикам было предписано ношение длинной одежды в римском стиле. Ее окончательно закрепили на Трулльском соборе в VII веке, чтобы «обособить» служителей Церкви от мирян и одновременно подчеркнуть их скромность в быту и привычках. В Х веке в связи с новым периодом расцвета монашества была введена традиция носить только черные рясы и подрясники в знак отречения от мира.

В Русской Православной Церкви подрясник является наиболее распространенной формой облачения, носить которую могут как клирики, так и некоторые миряне по благословению правящего архиерея. Ношение этого элемента облачения разрешено для епископов, священников, диаконов, чтецов, монашествующих - как мужчин, так и женщин, послушников обоих полов, учащихся духовных учебных заведений, а также - мужчин-мирян, задействованных в некоторых послушаниях или трудящихся в храмах и монастырях в качестве наемных работников.

Важно: при совершении богослужений рекомендуется носить только подрясник черного цвета. В домашних условиях и во время выполнения трудовых послушаний допускается ношение изделий любого подходящего цвета - белого, серого, темно-красного и т.д.

А лет 16-18 назад архиепископ (в то время), а ныне митрополит Викентий 2 августа, в Ильин день, опоясал меня иподьяконским орарем.



Святитель Иоанн Златоуст уподобляет орарь, которым препоясуется иподьякон, ангельским крыльям, а крестообразное опоясывание орарем знаменует готовность посвящаемого к служению при молитве и Таинствах, что отличает иподиаконскую должность от служений прочих церковнослужителей, не имеющих ораря. В молитве об иподиаконе архиерей просит ему помощи Божией для достойного служения Святой Церкви, «любити благолепие дома Божия, предстоять дверям храма и возжигать светильник селения славы Господней». Благословение главы знамением креста означает, по толкованию Симеона Солунского, что Сам Христос, страдавший на Кресте, «возводит посвящаемого к совершенству и Ему он посвящается».

Поверх подрясника на богослужении надевается стихарь. Стихарь является одной из самых древних богослужебных одежд Новозаветной Церкви, его распространенные названия в первые века христианства - стихарь, стихарион, стежок. Легкие туники в качестве нижней одежды были широко распространены у жителей городов Древней Греции, в гардеробе древнеримских придворных чинов их повторяли tunica manicata или tunica alba. Церковь приняла их за образец как напоминание, что во время богослужений длинное облачение скрывает мирскую одежду, как духовные устремления закрывают житейскую суету и повседневные хлопоты.

Форма стихаря напоминает подир вехозаветных священников и является образом хитона Господа Иисуса Христа - цельнотканого одеяния, упомянутого в событиях Страстной Пятницы.
Нашивка или вышивка равностороннего креста на спинке - напоминание о Кресте Спасителя, который Он нес на спине. Также крест указывает на стихарь как на одежду спасения, полученного через Крестные Страдания.
Полосы галунов на рукавах и кокетке - напоминания о веревках, которые связывали Осужденного во время суда у Ирода и у Пилата.
Отсутствие боковых швов - отсылка к традиции прободения ребер у казненных перед снятием с крестов.

На надевание стихаря перед началом службы в обязательном порядке берется благословение. Это правило неизменно для всех, кто получил благословение на стихарь, - от диакона до чтеца или мирянина. Перед подходом для благословения стихарь складывают по росту в три сложения спинкой вверх, одновременно подворачивая рукава, чтобы придать облачению квадратную форму, в центре которой находился нашитый крест. Затем стихарь берут в левую руку, совершают два крестных знамения в направлении Горнего места, после чего подходят к благословляющему со словами «Благослови, Владыко», положив правую руку ладонью вверх на сложенный стихарь. После получения благословения возвращаются к Горнему месту, крестятся третий раз, целуют изображенный на спинке облачения крест, после чего надевают стихарь.

Теперь вы знаете почти все. Доброго всем Поста!

Храм, Православие, Вера, Церковь

Previous post Next post
Up