Великую Субботу в Иерусалиме с нетерпением ждут христиане всего мира. Не только православные - католики, протестанты, франсисканцы, копты, грузины, греки и армяне - представители практически всех христианских конфессий стекаются в этот день в Храм Гроба Господня, чтобы получить частичку Благодатного Огня и увезти его с собой, в свои церкви, приходы и монастыри.
Об этом удивительном событии я расскажу ниже, а пока опишу третий день нашего пребывания на Святой Земле.
01. Ранним утром мы выехали в Иудейскую пустыню - пустынную территорию в Израиле, расположенную с запада Мертвого моря. Это одна из самых известных пустынь мира. В древности она служила убежищем для отшельников и повстанцев, а в наши дни здесь живут бедуины и еврейские переселенцы.
02. В иудаизме и христианстве пустыня у Мертвого моря связана со многими библейскими событиями. Эти земли были дарованы в качестве надела одному из 12 колен Израилевых - роду Иехуды и за это получили название Иудейских. Одним из первых отшельников, который нашел прибежище в пустыне, был Давид. Будущий правитель еврейского царства скрывался здесь от царя Саула.
03. Еще до прихода ранних христиан, начиная со II века до нашей эры, в пустынной местности странствовали представители одной из иудейских сект - ессеи или оссины. Они основали на северо-западе пустыни свои колонии и вели обособленную жизнь, стараясь не встречаться с другими иудеями.
04. В устье реки Иордан, на северо-западе Иудейской пустыни, Иоанн Предтеча совершал крещение людей. В этих местах провел 40 дней в посте и молитве Иисус Христос. Прошло много веков, и в пустынной местности образовались скиты и монастыри.
05. Мы в Иерихоне - в городе в Иудейской пустыне.
06. Глядя на цветущее подворье апостола Закхея в Иерихоне, даже не верится в то, что это пустыня. Сад из финиковых пальм, винограда и цитрусовых деревьев был здесь еще в 1874 году, когда это место приобрел начальник Миссии архимандрит Антонин (Капустин). А недавно здесь был посажен и оливковый сад.
07. Многим знаком фразеологизм «иерихонские трубы», ведь впервые мы встречаемся с Иерихоном на страницах Ветхого Завета в начале Книги Иисуса Навина. Шесть раз в течение шести дней еврейское войско со своими священниками, трубящими в трубы, обходило Иерихон, и на седьмой раз в седьмой день стены обрушились. Именно этот город был на пути древних израильтян, следующих в землю обетованную.
08. Именно здесь находился дом мытаря Закхея, и здесь Закхей услышал от Господа: Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Уже в VI веке, по преданию, преподобный Савва Освященный построил здесь паломнический приют, а в XIX столетии этот участок земли, на котором сохранилось основание дома мытаря Закхея, приобрел начальник Русской духовной миссии архимандрит Антонин (Капустин), чтобы принимать паломников, следующих на Гору искушения и на место крещения Спасителя на реке Иордан. Здесь была построена часовня в честь святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а в дореволюционном путеводителе по Святой Земле писали так: «В Иерихоне встречают русских поклонников огромные самовары, которые кипят во дворе чуть ли не всю ночь, так что всякий может заварить себе чай».
09. Сегодня Иерихон находится на территории Палестинской автономии. Здесь сочетаются традиции уединенного жительства и гостеприимства. Русские монахини и трудницы всех уставших в пути паломников, как и прежде, угощают сладким чаем с конфетами, фруктами из собственного сада и отпускают с любовью и молитвой. Подворье апостола Закхея в Иерихоне место гостеприимное - так повелось еще со времен Христа.
10.
11.
12. Узнав, что мы направляемся на Иордан, монахини благословили каждому из нас крестильные рубашки для омовения в Священных водах.
13. В старину, те, кто погружался в Иордан, сохраняли свою одежду в которой погружались и после того как она высохнет, не стирая ее. А иногда даже просили надень ее в день похорон.
14. Помимо цветущего сада, тут много красивой живности. Попугайчики
15. И их недавно родившиеся птенцы
16.
17. Так зацветают гранаты
18. Благословившись, мы отправились дальше. На реку Иордан
19. Я долгие годы мечтал окунуться в Иордан и именно этот момент нашей поездки один из самых замечательных. Конечно, где конкретно крестился Иисус, доподлинно неизвестно. Известно, что было это на Иордане. Сейчас на статус того самого места претендуют как минимум две географические точки - Ярденит и Каср-эль-Яхуд. Ярденит находится на значительном удалении от Иерусалима, туда до последнего времени массово возили туристические группы и группы паломников. Каср-эль-Яхуд находится гораздо ближе, примерно в 30-40 минутах езды от Иерусалима, по дороге к Мертвому морю. Мы в Каср-эль-Яхуд. Это место еще часто называют местом, где израильтяне пересекли реку Иордан, а пророк Илия вознёсся на небеса.
20. Каср-эль-Яхуд находится в месте, где Израиль и Иорданию разделяют метров десять реки Иордан. Граница проходит по реке, значит, на обоих берегах вы можете увидеть пограничников. Река в этом месте действительно узкая, чтобы народ не пересекал границу по незнанию, по середине реки натянута сетка. До 2011 года на проезд в эту зону нужно было получать разрешение у военных. Теперь же Израиль и Иордания договорились, и в Каср-эль-Яхуде проведено благоустройство территории, а проезд стал свободным.
21. Флаг Иордании на том берегу. Кстати, не смотря на мутную воду, белоснежная рубаха после погружения в Иордан осталась такой же белоснежной!
Click to view
22. Тем временем в Храме Гроба Господня ожидали схождения Благодатного Огня. Расскажу на этом поподробнее. Благодатный Огонь является в храме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений. По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел один из апостолов: «Петр верил, видел же не только чувственными очами, но и высоким Апостольским умом - исполнен убо был Гроб света, так что, хотя и ночь была, однако, двема образы видел внутренняя - чувственно и душевно,» - читаем мы у церковного историка Григория Нисского. «Петр предста ко Гробу и свет зря во гробе ужасашеся,» - пишет Св. Иоанн Дамаскин. Евсевий Памфил повествует в своей «Церковной истории», что когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы. Среди ранних упоминаний свидетельства мусульман, католиков. Латинский монах Бернард, (865 г.) пишет в своем итинерарии: «В Святую Субботу, которая есть канун Пасхи, служба начинается рано и по совершении службы поется Господи помилуй до тех пор, пока, с пришествием Ангела, возжигается свет в лампадах, висящих над Гробом.»
На фото в ожидании схождения Благодатного Огня (справа) руководитель
"Фонда Святой Екатерины" Александр Андреев. Именно Фонд в этом году стал вдохновителем и организатором этой паломнической поездки.
23. Литания (церковная церемония) Святого Огня начинается приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи. В Храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня. Среди присутствующих всегда много инославных христиан, мусульман, атеистов, за церемонией следит еврейская полиция. В самом храме вмещается до 10 тысяч человек, вся площадь перед ним и анфилады окрестных сооружений также оказываются заполнены народом - количество желающих гораздо больше возможностей храма, поэтому паломникам бывает нелегко.
24. На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям - прокладывается лента. Так приготовленная, после осмотра турецких стражников, а ныне - еврейской полиции, Кувуклия (Часовня над Гробом Господним) закрывается и опечатывается местным ключником мусульманином.
«В половине второго часа, раздается колокол в патриархии и оттуда начинается шествие. Длинной черной лентой входит греческое духовенство в храм, предшествуя его Блаженству, Патриарху. Он - в полном облачении, сияющей митре и панагиях. Духовенство медленной поступью минует «камень миропомазания», идет к помосту, соединяющему кувуклию с собором, и затем между двух рядов вооруженной турецкой рати, едва сдерживающей натиск толпы, исчезает в большом алтаре собора» - повествует средневековый паломник.
Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии в храм вбегает православная арабская молодежь, чье присутствие также является обязательным элементом Пасхальных торжеств. Молодые люди как наездники сидят на плечах друг у друга. Они просят Божью Матерь и Господа, чтобы он даровал Православным Благодатный Огонь; «Иля дин, иля виль эл Мессиа» («нет веры, кроме веры Православной, Христос - истинный Бог») - скандируют они. Для прихожан европейцев, привыкшим к иным формам выражения чувств и спокойным богослужениям бывает весьма непривычно видеть такое поведение местной молодежи. Однако Господь нам напоминал, что Он приемлет и такое, по детски наивное, но чистосердечное обращение к Богу.
«Во времена, когда Иерусалим находился под британским мандатом, английский губернатор попытался запретить однажды эти «дикарские» пляски. Патриарх молился в Кувуклии два часа: огонь не сошел. Тогда Патриарх своей волей приказал впустить арабов… И огонь снизошел.» [
*]. Арабы как бы обращаются ко всем народам: правильность нашей веры Господь подтверждает низведением Благодатного Огня накануне православной Пасхи. Во что же веруете вы?
24. После Крестного хода Иерусалимский патриарх заходит в Кувуклию. Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Впрочем в сердцах многих людей присутствуют не только терпение, но и трепет ожидания: в соответствии с преданием Иерусалимской Церкви считается, что тот день, когда Благодатный Огонь не сойдет, будет последним для людей находящихся в Храме, а сам Храм будет разрушен (см.
предания). Поэтому, паломники обычно причащаются перед тем как прийти в святое место.
Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов. Многие поднимают свои свечи вверх, потому что бывали случаи, когда свечи загорались самостоятельно!
25. Когда Благодатный Огонь наконец сойдет, все присутствующие в Храме обжигают им свои "иерусалимские свечи" (пучок из 33 свечей). Первые минуты Огонь не обжигает! «Возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег, и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше у иных людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем жене тронуша, единаго власа не опалило, ни скорчило…» - писал четыре столетия назад один из паломников. Капельки воска, которые падают от свечек прихожане называют Благодатной росой. Как напоминание о Чуде Господнем они останутся на одежде свидетелей навсегда, никакие порошки и стирки их не возьмут.
26. Александр Андреев принимает Благодатный Огонь от протоиерея Максима Миняйло Благодатный Огонь
Click to view
27. Наконец то лампада с Благодатным Огнем в самолете. Наша паломническая поездка и миссия по принесению Благодатного Огня на Урал подошла к концу. Можно наверное много говорить об ощущениях в эти дни, но я назову их одним словом - благодать! Не смотря на то, что ежедневно счетчик шагов на телефоне превышал цифру 20000, это было здОрово. И благодатно!
Слава Богу за все! Христос Воскресе!
Читайте также:
Иерусалим глазами паломника - Тель Авив-Яффа, Горненский монастырь, Храм Гроба Господня
Иерусалим глазами пломника - часть 2 - Вифлеем, Елеонская гора, Монастырь Марии Магдалины, Гробница Божьей Матери, Русская духовная миссия