Как живет общественный транспорт?

Apr 04, 2022 13:09

Общественный транспорт - ключевой элемент инфраструктуры города, а его доступность и комфорт - важные показатели. Некоторые города не только не смогли сохранить, но полностью разрушили муниципальный общественный транспорт заменив его маршрутками частных перевозчиков. Другие сохранили частично - часто можно встретить статьи: тут ликвидировали трамвай, там - троллейбус (что уж говорить, если от троллейбусов отказалась Москва), а где-то ходят только автобусы частных предприятий. Как себя чувствует общественный транспорт Екатеринбурга?



Свердловск, а с ним и Екатеринбург, как промышленный центр имел хорошо развитую сеть общественного транспорта. Ее появлению он обязан эвакуации в годы Великой Отечественной: предприятиям требовалась рабочая сила и транспорт, способный ее подвозить. Так, Победу город встретил с автобусами, трамваями и троллейбусами.



В послевоенные годы развитие продолжалось, и с достижением отметки в 1 миллион жителей, город смог претендовать на строительство метро. Планы начали строить в 1960-е, но фактически оно началось в 1980 году. Последняя из девяти имеющихся в настоящее время станций была пущена в 2012 году.

Таким образом, в настоящий момент город предлагает гостям и жителям:

71 автобусный маршрут
30 трамвайных
19 троллейбусных
12,7 км метро с 9 станциями

Немного особняком стоит городская электричка и прочие пригородные поезда, которые подвозят жителей окрестных городков, попутно подбирая пассажиров и со станций внутри города. Но ввиду специфики работы РЖД в этом направлении, про "наземное метро" будет отдельный рассказ.
Проезд в наземном транспорте стоит 32 рублей, в метро - столько же при оплате наличными или банковской картой. Транспортная карта называется просто и без затей - "Е-карта".



"Е-карта" дает возможность экономить, покупая "пакеты" поездок (а также обеспечивая льготный проезд для отдельных категорий граждан) или может быть использована в качестве электронного кошелька. Платная парковка в Екатеринбурге также может быть оплачена транспортной картой. Большая проблема с Е-картой заключается в том, что легко и непринужденно пополнить ее не получится. Делается это либо через пункты приема платежей, либо каким-то очень хитрым способом через банковский перевод. Если вы ездите не так часто - проще платить банковской картой.

На радость жителям столицы, вход в транспорт у нас свободный без всяких валидаторов. Контроль оплаты осуществляется с помощью кондукторов, которые есть в каждой единице подвижного состава, и контролеров, которые периодически проверяют пассажиров.

Оплачивается каждая поездка, поэтому в финансовом смысле сильно выгоднее сесть на нужный маршрут и ехать до нужной остановки, чем комбинировать разные.

Упор в обновлении городского транспорта сейчас сделан на автобусы: парк двадцатилетних Ikarus 283.10 практически полностью заменен современными низкопольными НефАЗами и МАЗами, работающими на метане. Чуть хуже чувствует себя трамвай, ну а троллейбусный подвижной состав представляет собой иллюстрацию фразы "с миру по нитке": от ЗиУ-682 до Транс-Альфы из Вологды. Средний возраст 60 % троллейбусного парка превышает 25 лет, трамвайного - 35 лет.

«Сейчас пришло время заниматься обновлением парка электротранспорта. И если по трамваям мы рассматриваем вопросы реализации проекта в рамках концессионного соглашения, то по приобретению троллейбусов есть возможность поучаствовать в нацпроекте "Безопасные качественные дороги", чтобы к юбилею Екатеринбурга люди заметили качественное обновление автопарка. Сегодня средний возраст городского троллейбусного парка более 25 лет, при нормативном сроке эксплуатации 10 лет. Я посмотрел в каких условиях восстанавливаются машины, и это не формат столичного города. Этот год станет годом начала обновления троллейбусного парка. Мы приложим все усилия, чтобы этот процесс начался, потому что общественный транспорт должен быть привлекательным для пассажиров», - сообщил в начале года Глава Екатеринбурга Алексей Орлов.



В январе этого года по городу начал курсировать новый трамвай. Отечественный низкопольный трамвай модели 71-418 полностью укомплектован узлами российского производства, большая часть из которых изготавливается на Уралтрансмаше. Его длина - почти 28 метров, максимальная пассажировместимость - 286 человек. Разогнаться он может до 62 километров в час.



В 2020 году город получил 57 новых автобусов. Ещё 60 - в 2021-м. Таким образом, сегодня автобусный муниципальный парк обновлён на на 70%. Газомоторные пассажирские машины марки НЕФАЗ, брендированные логотипом федеральной программы, отвечают всем последним требованиям для предоставления качественных услуг по перевозке пассажиров: кондиционер салона, автоматическая система обнаружения и тушения пожара, система видеонаблюдения, тахограф, Wi-Fi, система контроля за состоянием водителя, оборудование для перевозки маломобильных групп населения. И процесс обновления еще продолжится.



С недавнего времени в городе стали появляться "умные" остановки. Для удобства жителей и гостей мегаполиса остановочные пункты начали прирастать мультимедийными интерактивными панелями, которые позволяют получать сведения об интервалах движения автобусов, трамваев и троллейбусов. Помимо данных о времени прибытия того или иного маршрута, пассажиры могут узнать информацию о погоде. Панели электронных табло защищены от вандалов прочными стёклами, а их металлические поверхности оцинкованы, чтобы выдерживать мойку высокого давления и перепады температуры.

Современные «умные» остановочные комплексы, которые уже можно встретить на улицах Екатеринбурга, оборудованы USB-портами для заряда мобильных устройств, экранами для просмотра видео и работы со справочными системами. Для безопасности граждан объекты оснащены средствами звукового оповещения и видеонаблюдения, системой экстренного вызова службы «112», а также телефонной связью. Признаюсь честно, не все горожане бережно относятся к обновлениям. На новых и красивых остановках буквально на следующий день появляется граффити, всякие рисунки и объявления, которые никак не красят ни остановку, ни город.



Ну а в целом система общественного транспорта в Екатеринбурге развивается неплохими темпами. Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» предусматривает создание современной, комфортной и надежной транспортной инфраструктуры до 2030 года, и продолжает оказывать содействие регионам в обновлении пассажирского транспорта. Федеральная поддержка осуществляется с применением механизма лизинга - путем предоставления перевозчикам права приобретения транспортных средств со скидкой 60 % от их стоимости.

Транспорт, Общественный транспорт, Комфорт, Орлов, Екатеринбург

Previous post Next post
Up