Непростая судьба символа Нового года

Dec 28, 2020 15:51

XVI партийная конференция 1929 года постановила запретить праздничную ёлку и выходные дни 1 и 7 января, как пережиток царизма. С тех пор праздники должны были закончится. Но что-то, очевидно, пошло не так! А что именно пошло "не так" об этом ниже. А пока...

«Приближается пьяное Рождество - старое, ненужное, как сама дряхлая жизнь, - писал в одной из московских газет в 20-е годы некий Р. Басс. - За ним плетется старый «Новый год» - тоже ненужный, вредный, несущий за собой пьянство, прогулы, болезни. Эти старые религиозные праздники у многих обычно не вяжутся без устройства «елок» для детей. Надо же порадовать детей и самим при этом выпить. Много родителей, педагогов, даже передовых, считает своим долгом побаловать детей "елкой".  Что из этого получается? Кроме огромного вреда - ничего.  Дружным напором мы должны добиться того, чтобы к концу пятилетки у нас окончательно исчез варварский обычай, занесенный немецкой буржуазией».



7 декабря 1929 года учащиеся 16-й городской школы Череповца первой ступени на своем пионерском собрании потребовали от городских властей ввести строгий запрет на варварский дедовский обычай рубить ели для рождественских и новогодних праздников. Немедленно прозвучал призыв ко всем трудящимся последовать примеру детей и не рубить леса - боевые участки индустриализации Северного края. Сами школьники приняли решение никогда больше не устраивать елок, а вместо зеленых красавиц, хлопушек и шариков купить коньки, лыжи и санки."



«Вместо ёлки лыжи, коньки да горки». Советская детвора 1920-х годов

Вопрос о «реабилитации» Елки решался келейно, в узком кругу партийных вождей. В 1934 г., после перевода столицы Украины в Киев, старое здание, занимавшееся ЦК КП(б)У, реконструировали и передали городским властям для устройства в нем первого в стране дворца пионеров. Его интерьеры в 1934-1935 гг. оформил известный художник-авангардист Василий Ермилов (1894-1968). Он строго придерживался конструктивистского стиля, избегая всяких «излишеств» и «ненужных» украшений. Вид интерьеров определяла пластика простых геометрических форм. Все было сделано правильно, по канонам конструктивизма. Но, увы, не только дети, но и взрослые чувствовали себя в таком «дворце» (а лучше сказать, - конструктивистской казарме) неуютно. Надо было как-то «разбавить» бездушный геометризм авангардного пространства, внести в его атмосферу элементы живой природы, сказки, радости, фантазии. На пороге стоял Новый год. В этой ситуации партийное руководство Украины и вспомнило о елке. Только она могла спасти праздник в суровых стенах нового «дворца». С этой мыслью украинское руководство и поехало в конце декабря 1935 года на пленум ЦК ВКП (б) в Москву, рассчитывая решить этот вопрос на традиционной встрече со Сталиным. И действительно, судьба рождественской елки решилась в узком кремлевском кругу, с благословения самого Генсека, упорно искавшего в те годы (после ужасов голодоморов) популярности в народе.

«Не помню года, а тем более месяца, - вспоминал тогдашний секретарь московского горкома Н. Хрущев, - но вот однажды позвонил мне Сталин и говорит:
- Приезжайте в Кремль. Прибыли украинцы, поедете с нами по Москве, покажете город.

Я тотчас приехал, у Сталина были Косиор, Постышев, Любченко. Любченко был тогда Председателем Народных Комиссаров Украины /…/
- Вот они, - говорит Сталин, - хотят посмотреть Москву. Поедемте.
Вышли мы, сели в машину Сталина. Поместились все в одной. Ехали и разговаривали /…/ Мы ехали по улицам, конечно, нигде не выходя из машины, весь осмотр вели из автомобиля.
/Секретарь ЦК КП(б)У/ Постышев поднял тогда вопрос:
- Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилось, а детям особенно принесла бы радость рождественская елка. Мы это сейчас обсуждаем. А не вернуть ли детям елку?
Сталин поддержал:
- Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим.
Так оно и произошло. Постышев выступил в «Правде», другие газеты подхватили идею».

Статья Павла Постышева (1887-1939) появилась в главном печатном органе ЦК 28 декабря 1935 г. Вот полный текст этого любопытного документа сталинской эпохи:

«В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям Елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев.
Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею.
Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные Елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах - везде должна быть детская Елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года Елку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской Елки для детей нашей великой социалистической родины.
Организации детской новогодней Елки наши ребятишки будут только благодарны.
Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская Елка является буржуазным предрассудком.
Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую Елку во всех городах и колхозах!»
Казалось бы, партия вспомнила о елках слишком поздно, всего за четыре дня до нового, 1936-го, года. В торговле не было ни елок, ни игрушек. Но сталинский аппарат это не смущало: на прорыв бросили, как обычно, комсомол, партийный актив и местные органы власти. Заработали мастерские, делавшие елочные украшения, кондитеры запаслись множеством пакетов со сластями для детей, в пригородные леса отправились заготовители, в городах ожили елочные базары. Подготовка к празднику шла в спешном темпе и по своим успехам превзошла все ожидания. Уже 29 декабря газеты заявили, что страна к встрече Нового года готова.

Вот такая непростая судьба у того, без чего сейчас и Новый год не Новый год! Ну и в принципе руководство молодой советской страны довольно быстро "переобулось".
С наступающим!

Новый Год, СССР, История, Елка

Previous post Next post
Up