Наверное, читатели согласятся, что вид брошенного на улицах города автомобиля невольно вызывает у большинства из нас вопросы, а у части людей еще и негативные эмоции. Сразу оговорюсь, что под брошенными понимаю не оставленные по необходимости авто, а стоящие месяцами под открытым небом и без присмотра владельцев легковушки. Они чаще всего встречаются во дворах жилых домов, реже - на парковках возле учреждений; как на окраинах Екатеринбурга, так и в его центре. Зимой уныло-сиротливый вид такой машины обычно выдает толстенный слог снега на ее крыше, дождливой осенью - пожелтевшая листва, обильно прилипшая к капоту. Независимо от сезона брошенные авто видны по следам ржавчины, спущенным шинам или пробитому корпусу. Неприятное впечатление!
Само по себе возникает ощущение захламленности окружающего пространства, заброшенности места, где ты находишься и, увы, захолустности города, в котором ты живешь! А еще при виде брошенной колымаги в голове вихрем проносятся разные мысли. Где ее хозяин и есть ли он вообще? А небезопасна ли она, тем более, когда повсюду навязчиво напоминают о мерах повышенной безопасности. «Уважаемые пассажиры, - слышится в трамвае, - при обнаружении оставленных в салоне подозрительных вещей незамедлительно обращайтесь к водителю». То же самое в торговых центрах и других общественных местах. А тут целая машина, долгое время торчащая под окнами дома или работы. Не напрягает!?
Между тем, таких машин в Екатеринбурге сотни. По словам квартального инспектора Ильи Будкевича, в Орджоникидзевском районе обнаружено 56 таких «сироток», запротоколированных самим Ильей и его коллегами только на землях общего пользования (скверах, бульварах). А сколько этих находок во дворах жилых домов, никто и не считал. Похожая картина и в других районах города. Вот почему, закономерен вопрос, а что же полиция, ГИБДД и районные власти? Почему молчат, отчего бездействуют?
Отвечая на этот же вопрос Главы Екатеринбурга Александра Высокинского, недавно инспектировавшего районы города, руководители районных администраций давали стандартный ответ. Суть его сводится к отсутствию необходимой нормативной базы, определяющей, во-первых, состав соответствующего правонарушения, а, во-вторых, устанавливающей административную ответственность «за оставление транспортных средств», которое по совокупности признаков можно квалифицировать как брошенное.
Выход один, вносить дополнения в городские Правила благоустройства, утвержденные решением городской Думы еще в 2012 году, и параллельно добиваться поправок в закон «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области». Одно новшество без другого работать не будет. В Правила благоустройства надо вносить определение брошенного транспорта, в закон - наказания в виде административных штрафов, налагаемых на правонарушителей. Поясню это на примере. Пару лет назад в названный закон в качестве меры административной ответственности внесли штрафы за парковку машин на газонах. Суды отменили данную норму на том основании, что закон не содержит понятие «газон». Если его нет, значит, не может быть и ответственности. Так и в нашем случае. Не будет нормативного понятия брошенного транспортного средства, невозможна и ответственность за его оставление.
Главы районов взялись подумать над формулировками. Первым на поручение мэра откликнулся новый руководитель администрации Орджоникидзевского района Роман Кравченко, который совместно с квартальными инспекторами и городским Институтом муниципального управления подготовили проект будущего документа, как раз содержащего понятие «брошенное транспортное средство». При этом использовали опыт Тюмени и Москвы.
Наверняка, читателям будет небезынтересно знать, что брошенной машиной предполагается считать транспортное средство, длительно (более 15 дней подряд со дня составления акта первичного осмотра) находящееся без движения и обладающее одним или совокупностью признаков. Среди них, например, разукомплектованность машины (отсутствие двери, стекла, капота или колеса), видимые повреждения шин или отсутствие государственных регистрационных номеров. Планируется ввести еще один критерий, который в проекте звучит следующим образом: «транспортное средство является местом скопления мусора, веток, листьев, снега». Кажется, понятно, о чем идет речь!? Такие машины, не знающие заботливой хозяйской руки, частенько встречаются на улицах города.
Важный момент касается того, где не должны находиться позабытые владельцами авто. Если в собственном гараже, то, как говорится, на здоровье. Но если они в таком состоянии находятся на улицах, во дворах, на территориях детских игровых, хозяйственных и спортивных площадок, в парках или скверах, то это уже повод для возбуждения административного дела.
Намеренно не рассказываю обо всех деталях будущего документа. Над ним сейчас работают специалисты Комитета благоустройства: готовят проект постановления Администрации города, который впоследствии будет направлен депутатам городской Думы для обсуждения и принятия решения о внесении дополнений в Правила благоустройства Екатеринбурга.
Намеренно пока не обращался к деталям проекта, вроде, процедуры поиска собственника машины, ее эвакуации, взаимодействия местных администраций с ГИБДД и, конечно, размеров административных штрафов.
Об этом в следующих материалах. Кстати, может быть, тогда подойдет время рассказать о проекте изменений в областной закон, устанавливающий размеры штрафных санкций. Словом, до новых встреч!
И.В. Выдрин - директор Института муниципального управления, доктор юридических наук, профессор