Поделюсь своими впечатлениями от прошедшего вчера ЕГЭ, где я работал в качестве члена государственной экзаменационной комиссии.
Надо сказать, на члене ГЭК лежит большая ответственность по проведению экзамена. Начну с того, что не позднее чем за день до экзамена член ГЭК должен прибыть в пункт приема экзаменов (ППЭ) и совместно с техническим специалистом ППЭ убедиться в готовности ППЭ к проведению экзамена. А еще до прибытия в ППЭ член ГЭК должен получить в РЦОИ (региональный центр обработки информации) персональный токен (электронный ключ), обеспечивающий возможность получения и активации ключа доступа к КИМ.
В день проведения экзамена член ГЭК должен доставить в ППЭ материалы, аналогичные стандартной технологии ЕГЭ (КИМы), ранее полученные в РЦОИ, а также свой персональный токен. КИМы я получил вчера в пять часов утра, о чем я
уже писал.
На всякий случай необходимо знать "Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования», утвержденный приказом Минобрнауки РФ No 1400 от 26.12.2013 г"., "Методические материалы по подготовке и проведению ЕГЭ в пунктах проведения экзамена в 2015 году", алгоритм действий в нестандартных ситуациях и образцы форм (акт, объяснительные). еще кучу нормативных документов и держать их в голове, на случай всяких нестандартных ситуаций. Любое "нечто" во время экзаменов надо оформлять актом, который заверяется мною, руководителем ППЭ и его помощником.
Например, вчера одна девочка внезапно "расхотела" сдавать химию, но вознамерилась сдавать обществознание, о чем за день сообщила в своей школе. Но в автоматической рассадке (есть и такая) в аудиториях ее не было, поэтому был составлен акт о случившемся. К сдаче обществознания ее не допустили.
На члена ГЭК возложены большие права. К примеру, в случае выявления нарушений установленного порядка проведения ГИА, член ГЭК вправе принять решение об удалении с экзамена обучающихся, выпускников прошлых лет, а также иных лиц, находящихся в ППЭ. Мало того, по согласованию с председателем ГЭК член ГЭК вправе принять решение об остановке экзамена в ППЭ или отдельных аудиториях ППЭ, когда, как говорится "есть за что...".
Но вчера слава Богу ничего экстраординарного не произошло. Я благополучно дождался 8.30, распечатал сейф и под прицелом видеонаблюдения передал КИМы руководителю ППЭ, которая снова схоронила их уже в своем сейфе.
За час до экзамена провели инструктаж с организаторами и наблюдателями, где рассказали о возможных ошибках и проблемах во время проведения экзамена. Провели их распределение по аудиториям.
Ближе к десяти начали подтягиваться школьники. Обязательная сверка по паспортам, проход в пункт ППЭ через металлоискатели, ничего лишнего с собой. Только паспорт, гелевая ручка и непрограммируемый калькулятор (для экзамена по химии разрешен). Вода на этажах. Туалет разрешен по одному, чтобы исключить возможность пересечения школьников друг с другом. В аудитории - два организатора, один сидит позади всех. Видеонаблюдение в двух точек в классах. Общественные наблюдатели, пресса...
В 10.00 в аудиториях вскрыли КИМы, зачитали инструктаж и на четыре часа школа замерла. Слышно было лишь как скрипят гелевые ручки и мозги детей. Я обошел по несколько раз все аудитории, проблем и нарушений не было. За полчаса и за пять минут, организаторы обязаны предупредить школьников о завершении экзамена, это тоже проконтролировал. Те, кто написал раньше, сдавали работы и уходили, к окончанию экзамена за столом оставалось лишь пять человек из 150, которые сдавали вчера.
После завершения экзамена организаторы стали сдавать запечатанные пакеты нам с руководителем ППЭ, а мы под роспись их принимали и опечатывали в секьюрпаки. Снова под прицелом видеонаблюдения.
Осталось было лишь довезти пакеты до РЦОИ и по акту сдать их. С этим намаялся. Дело в том, что в мою обязанность входило разрезание ножницами каждого пакета (их было порядка 60), а принимали сданное всего три человека, которые внимательно, чуть ли не под микроскопом, разглядывали каждый листок того, что я сдавал.
Но тем не менее, через часика полтора сдал все без нарушений, и без потерь. Приехал домой, наскоро поужинал и вырубился до утра.
Все сложно, скажете? Да - очень. На кой оно все это надо, спросите? Отвечу - сам не знаю!
Немного о плюсах и минусах ЕГЭ.
Плюсы. Наверняка антикоррупционный эффект. Начинать надо с этого, поскольку в конечном счете именно неудовлетворенность старой системой вступительных экзаменов со взятками и телефонным правом - основная причина и зарождения, и относительного долголетия ЕГЭ.
Еще плюс - демократизация: выросло число студентов из провинции, поступивших в элитные вузы Москвы и Санкт-Петербурга.
Еще один плюс - резкое упрощение процедуры приема.
Наверное можно добавить и еще один плюс - уменьшение стрессов при проведении экзаменов. Действительно, в поздние времена СССР сдавали 6-7 экзаменов для получения аттестата о среднем образовании, а после короткого перерыва еще 3-5 вступительных экзаменов в вузы.
Теперь о минусах. Минус первый: с внедрением ЕГЭ создана система, по мнению некоторых аналитиков, развращающая российское общество. Поскольку всего З-4 экзаменам ЕГЭ придан судьбоносный характер (ставка - поступление или непоступление в вуз), и ученики, и родители готовы на все, чтобы повысить результаты. Ущербность позиции учителей и управленцев всех уровней в том, что оценка их труда и зарплата напрямую поставлены в зависимость от итогов ЕГЭ. Дополняют картину последние решения об оценке работы губернаторов: один из критериев - результаты региона по ЕГЭ. В итоге создана благоприятнейшая среда для массового мошенничества и конформизма.
Минус второй: произошла радикальная подмена целей школы. Из важнейшего человекообразующего и народообразующего института она быстро превращается в институт натаскивания на ЕГЭ. В старшей школе главное внимание уделяется подготовке к ЕГЭ. Широко развиты экстернат и репетиторство - вплоть до массового непосещения уроков: ученики заняты подготовкой к ЕГЭ. С введением ГИА в 9-ых классах та же судьба ждет основную школу.
Третий минус - деградация учеников и учителей. Это следствие резкого сокращения числа испытаний и их примитивизации. Следствие "егэизации", отказа от устных экзаменов и диалогов таково: вырастает поколение малограмотных ленивых начетчиков с калейдоскопичным бессистемным мышлением. Вынужденное сосредоточение учителей на проблеме подготовки к ЕГЭ резко ограничил рост их профессионального мастерства.
Минус четвертый - заметное снижение уровня готовности к обучению в высшей школе. Причин этому много. Но вклад ЕГЭ велик. Из школы в основном выходят слабые выпускники. При упрощении процедур поступления возможности строгого профессионального отбора резко ограничились.
Тем не менее, жизнь вообще состоит в постоянном преодолении трудностей - приходится проходить через многие трудные испытания. И готовиться к этому надо с раннего детства. Экзамены играют важную воспитательную роль: систематизируются знания; формируются чувство ответственности, навыки регулярной работы, привычка к постоянному самоконтролю. Поэтому должна быть непрерывно действующая на протяжении всех лет обучения эффективная и реалистичная система испытаний. Лучшее средство от стрессов -постоянные тренировки. Экзамен - не праздник, но норма. И так по моему должно быть.