Где-то в середине 80-х мне довелось участвовать в полевых испытаниях магнитометрической аппаратуры. Были разные поездки, легкие и трудные, весёлые и нудные. Но одна из них запомнилась особо. Это была длительная, с большими переездами, экспедиция. На возил Урал с кунгом, аппаратура и криогенные жидкости находились в бортовом ГАЗ-66. Надо сказать, что хотя мы и устлали пол в кунге спальниками, длительная поездка утомляла. Началось с Подмосковья, потом переезд в Эстонию, на территорию «дикой» воинской части и заканчивалось всё испытаниями в открытом море.
Часть, без преувеличения, была дикая. Она располагалась в лесу, офицеров мы там не видели, солдаты нас сразу предупредили, что казенную еду им не возят, они бегают в соседнее село за продуктами и готовят себе сами. Предложили нам присоединиться к их способу питания. Мы, конечно, согласились, хотя немного шокировало время обеда - ночью! Зато с алкоголем! Вообще то, пребывание в этой воинской части заслуживает отдельного рассказа, поэтому перейду к главному - морским испытаниям.
После довольно бурного отмечания удачного окончания лесного этапа испытаний, был переезд в Таллинн, где в порту нас ожидало гидрографическое судно с гордым названием «Компас», естественно с ударением на последнем слоге. Длительное оформление документов и примерно в 2 часа ночи мы попали в шикарную обстановку судна польской постройки. Гостевые 2-х местные каюты встречали полированным деревом и белоснежными простынями. После лесной жизни в спальниках действительно роскошь!
Погасили свет, завалились спать. Через некоторое время я почувствовал какое-то шевеление на простыне и подушке. Мой коллега, он спал на нижней полке, уже вскочил. Включив свет мы обомлели - наши постели, наши вещи, вообще всё было покрыто равномерным слоем рыжих тараканов! Схватив вещи, вылетели на палубу, где уже находилась вся наша команда. Начало получилось «весёлым»!
У нас оставалось мало жидкого гелия, поэтому было решено не проверять аппаратуру до выхода в море. Как всегда, благие намерения вышли боком - снявшись с якоря, мы начали заливку гелия и криостат «потек». При этом капитан по громкой связи на весь порт с нескрываемой издевкой - «Оставить выход, наука б… не готова!».
Пришлось одну машину отправить в Харьков за жидким гелием. Вынужденный отдых проводили на корабле. Как то в воскресный день мы занимались проверкой электронных блоков. Заодно решили отремонтировать криостат. Для вакуумного насоса необходимо питание 380 вольт, необходимая розетка была найдена на в небольшом углублении на баке. Как обычно, не совпадало подключение в розетке и вилке насоса, поэтому последняя была разобран и насос иаки заработал. На судне оставалось два или три человека из команды. Внезапно они засуетились, пристально всматривались в горизонт, о чем то тревожно переговаривались. На горизонте, на фоне безоблачного голубого неба, появилась черная тучка. После чего, сказав, чтобы мы зашли в салон, быстро удалились. В воздухе запахло грозой и сильно похолодало. Черная тучка приближалась с невероятной скоростью похватав самое ценное, все бросились в салон. Такого дождя с градом я никогда не видел! Струи воды и градины летели параллельно уровню моря. Грохот от градин был такой, что мы друг друга не слышали! Эта фантасмагория продолжалась минут 10, которые нам показались вечностью. Когда струи дождя приняли обычное положение, оказалось что среди нас отсутствует один человек. Выскочив из салона уже можно было услышать призывы о помощи, которые перемежались отборными ругательствами. Потерянный коллега возвышался над работающим насосом с разобранной вилкой, включенной в 380 вольт! Чтобы не залила водой он прикрыл все это хозяйство куском брезента, сам вымок до последней нитки!
Наконец привезли жидкий гелий. Можно продолжать испытания, но не тут то было - выход в море это сложнее чем выход в открытый космос! Получение разрешений, всяческих согласований заняло несколько дней. Всё, выход! На этот раз аппаратура приведена в рабочее состояние заранее. Наблюдаем подъем якоря. Внезапно судно остановилось метров 50 от берега. Нас окружили катера - оказалось якорь зацепился за силовой кабель, проложенный по дну! Кстати, после этого конфуза изменилось отношение к нам старших офицеров и капитана. Нам показали те места на корабле, которые раньше были под запретом. И как изюминка - включили сауну! Оказывается, на корабле и такой сервис предусмотрен.
Не нашел снимка именно нашего кораблика, это аналогичный. Кстати, мы его видели в порту. После чего гордились названием нашего корабля! Всего в этой серии было построено 16 судов.