31 октября я участвовал в съемках передачи «Разбор полетов» о крионике, бессмертии и вечной молодости. ГГ программы была valerijapride, а среди гостей были следующие лица
( Read more... )
Очевидно этика, мораль, философия. Они развиваются с одной стороны куда медленнее технологии, с другой заглядывают далеко за её пределы. Лично мне, например, кажется, что уже к концу первой сотни лет любопытство "что же ещё тут интересненького" будет потихоньку пересиливаться любопытством "что же на той стороне" (это даже при том, что я склонен считать, что "на той стороне" - ничего).
В эволюционных исследованиях смертность называют "способность к альтруистическому самоустранению". В это тоже что-то есть.
Ещё очень интересен предел пластичности психики. С возрастом люди всё реже склонны менять свои убеждения. Есть мнение, что вектор "общечеловеческого миропонимания" более или менее соответствует объективной реальности лишь потому, что является средним для огромного множества ошибочных векторов индивидуальных мировоззрений, которые к тому же имеют свойство почти случайно изменяться (но лишь потому, что меняются индивидуумы, а не их мировоззрения). Короче говоря, стабильная популяция бессмертных граждан имеет опасность скатиться в унылую секту, или просто общество зануд, которым всё обо всём ясно.
Остановлюсь, пусть будет три для ровного счёта. Тут можно много фантастических романов написать, конечно (и пишут ведь). Но опять упираемся в сингулярность как границу предсказательной силы теории - бессмертность неизбежно изменит природу человека, а потому человек нынешний бессилен угадать, что будет после. Это не страшно, и не повод останавливаться - но считать, что "это ерунда, у нас всё под контролем" тоже довольно наивно.
Не совсем понятно, причем тут сингулярность к бессмертности (в строгом понимании этого слова). Сингулярность сама по себе - большой экзистенциальный риск, ее еще пережить надо для начала. Что же касается нездорового суицидального любопытства, то это явно не от возраста. Этим как раз больше склонны страдать тупые малолетки, чем 90+летние личности типа Гинзбурга (мир ему). Безусловно, этика-мораль-философия будущего должны будут адаптироваться под эту новую ситуацию, так чтобы вместо нездорового любопытства и через 100 лет, и через 200 продолжалось здоровое стремление к познанию и творчеству. Думаю, за сотню лет как-нибудь придумаем, чем занять себя (а также тех, кому так и не удалось придумать) на следующие 100 или 1000. Это не фатальная проблема. Представление сегодняшних людей о сверхдолгожителях как о занудах столь же релевантно, как представление обезьяны о человеке, мол он зануда, т. к. практически никогда не прыгает по деревьям, «разве это жизнь?».
Лично мне, например, кажется, что уже к концу первой сотни лет любопытство "что же ещё тут интересненького" будет потихоньку пересиливаться любопытством "что же на той стороне" (это даже при том, что я склонен считать, что "на той стороне" - ничего).
В эволюционных исследованиях смертность называют "способность к альтруистическому самоустранению". В это тоже что-то есть.
Ещё очень интересен предел пластичности психики. С возрастом люди всё реже склонны менять свои убеждения. Есть мнение, что вектор "общечеловеческого миропонимания" более или менее соответствует объективной реальности лишь потому, что является средним для огромного множества ошибочных векторов индивидуальных мировоззрений, которые к тому же имеют свойство почти случайно изменяться (но лишь потому, что меняются индивидуумы, а не их мировоззрения). Короче говоря, стабильная популяция бессмертных граждан имеет опасность скатиться в унылую секту, или просто общество зануд, которым всё обо всём ясно.
Остановлюсь, пусть будет три для ровного счёта. Тут можно много фантастических романов написать, конечно (и пишут ведь). Но опять упираемся в сингулярность как границу предсказательной силы теории - бессмертность неизбежно изменит природу человека, а потому человек нынешний бессилен угадать, что будет после. Это не страшно, и не повод останавливаться - но считать, что "это ерунда, у нас всё под контролем" тоже довольно наивно.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment