Как-то многовато развелось пессимистов по поводу стойкости путинизма и его последствий (типа аннексии Крыма), несмотря на исторические примеры. Мол, если они что-то «присоединили», то это якобы «навсегда», и демократии им якобы не видать еще лет 1000 как минимум.
Но разве «союз нерушимый» со своей коммунистической идеологией и территориальными завоеваниями оказался таким уж нерушимым? Чем фашистская по сути путинская идеология, открыто бросившая вызов Истории, «эффективнее» или «устойчивее»?
Возможно, дело в том, что все эти персонажи, рисующие «путинизм на века» даже в качестве пугалки, сами в какой-то степени поражены фашистской или по крайней мере консервативной идеологией, отрицающей исторический прогресс. Вроде любителей спорить с Пинкером или воображаемым (даже не реальным) Фукуямой. В путинизме они видят не динозавра, выползшего из прошлого наперекор Законам Истории и поэтому обреченного быть поверженным, - а себе подобного контрагента, только чуть менее удачливого. Как в 1МВ империи смотрели на своих врагов - «у них интересы, так и у нас интересы». Это тоже идеология - на тот момент универсальная среди воюющих сторон, империалистическая.
Но в том противостоянии обе эти стороны со своей идеологией проиграли, а победили две другие идеологии:
- антиимпериалистический капитализм США (либерализм в более широком смысле);
- антикапиталистический империализм СССР (коммунизм).
На обломках же проигравших империй начала зарождаться идеология лузеров - фашизм, эдакий госкапиталистический гиперимпериализм. И следующее противостояние - 2МВ - уже было четко идеологическим, причем фашизм поначалу активно вербовал сторонников в мире постымперского капитализма против якобы большего зла - коммунизма. Кое-где это даже удалось, но методы и ценности фашистов были такими, что прямо противоречили базовым западным ценностям Просвещения, а не только их интерпретации коммунистами. В этом пока еще идейном конфликте в течение 1930-х альянсы в итоге сформировались так, как мы знаем из истории. Коммунисты же особой принципиальности не демонстрировали, что вылилось в пакт Молотова-Риббентропа, карикатуры со Сталиным в платье невесты Гитлера и т. п. Потом они за это жестоко поплатились.
Эту ценностную войну в итоге выиграли Черчилль, Рузвельт и вынужденно примкнувший к ним Сталин, и после 2МВ фашизм был все же выкинут из «глобальной лиги». Две идеологии победителей, конкурируя между собой, образовали выраженную в ООН метаидеологию социального прогресса и мира, которая добилась определенных успехов в силу самих Законов Истории, несмотря на бессильные попытки полностью остановить войны от корейской до афганской. Фашиствующие или религиозно-фундаменталистские элементы если и использовались иногда сторонами, то локально и на «периферии» расширяющегося цивилизованного мира - где для этого еще сохранялись предпосылки. И общим каноном стало то, что полномасштабная война в стиле 2МВ - недопустима, как и аннексия чужих территорий. Локальные периферийные прокси-конфликты в бедных странах с диктаторами - это еще было ок, но вот так как Гитлер на Польшу или Сталин на Финляндию - немыслимо. При том что стороны активно участвовали в гонке вооружений, но все понимали, что это для сдерживания, а не для прямой агрессии.
Коммунистическая версия этой метаидеологии в итоге проиграла. И причем почти бескровно, не в прямой горячей войне, а будучи скомпрометированной изнутри конкурентом, на тот момент уже значительно эволюционировавшим в социальном плане и реализовавшим многие изначальные обещания коммунистов (которые, как они заявляли, капиталистами никогда не реализуются), типа всеобщего образования, эмансипации женщин, ускорения НТП и радикального улучшения благосостояния и т. д. Идейно Запад выиграл в символическом 1968, и при всем возмущении, которое вызывало это «революционное левачество» в консервативных западных кругах, - оно обеспечило Западу победу на самом актуальном «ТВД» - в головах. СССР на это додумался ответить только танками в Праге и дальнейшим закручиванием гаек, что обрекло его идеологию на стратегическое поражение.
Стоит отметить, что пока в тогдашнем «первом мире» революционные студенты требовали реформ, а во «втором» пытались давить их танками, даже в Европе сохранялись (а кое-где и устанавливались) натуральные фашистские диктатуры, хоть и ослабленные и не претендовавшие на какой-то глобальный реванш. Но уже в 1970-х Европа оказалась очищена от этой заразы где совсем бескровно, где не очень, но с тем же результатом. Сброшены в утиль истории оказались и куда более укоренившиеся латиноамериканские фашизмы в Чили, Аргентине и других странах. Кто-то может возразить, что «это все в свое время наделали США», но сами США не сразу пришли к идеям power of the people, «мягкой силы» и т. п. - они тоже утверждались постепенно, по мере демонстрации несостоятельности «грубых» решений во Вьетнаме и других показательных случаях, - в силу тех же Законов Истории. Это собственно и есть прогресс - от грубой силы к мягкой, от диктатуры к демократии, от войн к миру. Не сразу, но последовательно.
Так что к началу 1990-х метаидея социального прогресса дополнилась метаидеей ключевой важности человеческого фактора, т. е. что в современном мире важнее всего выиграть борьбу за симпатии людей, и тогда они надежно поддержат своих симпатиков и совершат революцию против того, что их не устраивает. (Даже если не особо прогрессивную, как в Иране.) Так что агрессивные войны и диктаторские режимы заведомо обречены и бессмысленны. На этом основывался оптимизм wind of change, Фукуямы и других свидетелей окончательной победы демократии (хотя сам Фукуяма высказывался весьма осторожно).
Оптимисты рассчитывали на то, что это поймут все, поэтому никто даже и не будет пытаться переть со всей дури против Колеса Истории. Но это - руководство для Граждан, не для диктаторов. Если диктатор уже захватил власть и при этом был настолько тупым, чтобы не понимать последствия пренебрежения силой людей, - он будет продолжать намеренно гадить и идти к неизбежному концу, пытаясь его оттянуть путем бросания в топку всего, до чего способен дотянуться. Включая экономику, науку, международный имидж государства и самих людей.
Средство продления агонии в данном случае - идеология фашистского типа. Фашистского, потому что фактически отрицает метаидею социального прогресса и мира без аннексий - основу мирового порядка после 1945 - и вдобавок целенаправленно противодействует идее силы людей, вообще любому гражданскому активизму (и иногда даже в ее поддержку, опасаясь выхода этого процесса из-под контроля). Еще одна особенность этой версии фашизма - использование «фашизма» как ярлыка, которым клеймят оппозицию. Достаточно назвать оппозицию «фашистами» по каким-либо ассоциатиям - даже абсурдным, типа «в 1941 на нас напал Евросоюз под руководством Германии», - и ее можно дегуманизировать, нарушая любые табу и косплея собственно фашистов и нацистов. Против этого «аутоиммунного фашизма» приобретенный иммунитет победителей фашизма не сработал (или сработал в обратную сторону), тем более что к 2010-м значительная часть его свидетелей физически вымерла, а общественный активизм был заклеймен в глазах рабов еще в 2000-х как источник «оранжевых революций» (почему их надо было бояться, хз, но жертвы пропаганды того времени уже послушно испытывали страх). На Западе он тоже начал распространять метастазы, но там основа сопротивления диктатуре более фундаментально встроена в общество, ее выдуманными «укрофашистами» не обманешь.
Так вот, перед нами конкретная идеология, или даже метаидеология с несколькими вариациями для «левых», «правых», «религиозных» и т. д., разработанная для войны с актуальными сегодня метаидеями. Ее сущность:
- государство важнее людей, человечества и человечности;
- народ - ничто, «элита» - всё;
- наука и технологии - ничто, сырьевые ресурсы - всё;
- социального прогресса нет, это заговор врагов, чтобы нас ослабить;
- война это нормально и хорошо, войны были и будут всегда, ибо вечные враги, конфликты интересов и т. п.;
- география это судьба, геополитические интересы фундаментальны;
- империя - это хорошо, и она должна расширяться, ибо кто сильнее, тот и прав, а мнение слабых никому не интересно.
Это в принципе тот же фашизм, только избавленный от «лишних» расовых и прочих фанатичных элементов, мешающих ему мимикрировать для привлечения «полезных идиотов». И эти идиоты исторически обречены выблевать с кровью все составляющие этого неофашизма, чтобы на его обломках могло вырасти что-то более адекватное.
Так же как СССР не мог продолжать существовать, лишившись коммунизма как идеологического фундамента, - так и путинская империя, отрицающая собственные границы, не сможет сохраниться в такой форме, когда из нее будет вырван имперский фашизм. Она либо вернется в признанные границы, либо вообще развалится на части (и второе более вероятно).
А почему этот фашизм в головах обречен рухнуть? Да потому что он уже не несет рабам ничего хорошего, как и коммунизм к 1980-м. Санкции, крах сырьевой «экономики», невозможность нормально взаимодействовать с цивилизованным миром, деградация науки, деградация ВПК, отправка все большего числа мобиков на убой и военный крах. Фашизм - это тупик. Плюс его завязанность лично на путина и наличие растущего числа и мотивации потенциальных утилизаторов чокнутого тела в стремлении что-то для себя выторговать в будущей реальности. СССР как таковой при смене вождей хоть и сохранялся, но в целом уходил от фашизации по спирали и в итоге пришел к Горбачеву и широкому запросу на демократию, когда проел весь оставшийся потенциал и надорвался в гонке вооружений. Так СССР за эти десятки лет осваивал космос и делал много чего конструктивного, в отличие от этих обыкновенных уголовников, так что их крах будет куда более быстрым и стремительным.
Мимикрирующий фашизм, захватив Крым, как и ряд других оккупированных территорий в 90-х, эксплуатировал в том числе и идею power of the people, инсценировав «референдум» и затем, путем пропаганды, запугивания и вытеснения проукраинских жителей полуострова, гибридной агрессии против Украины, завоза российских колонизаторов и наконец прямой агрессии, сформировал медиакартинку «поголовно пророссийских крымчан». Но это никого волновать не будет: украл - отдавай краденое! Впрочем, сейчас уже идет к тому, что Крым будет либо возвращен силой в Украину как «Краина» в Хорватию, либо отрезан и принужден к сдаче более мирным путем как Восточная Славония. В хорватском случае мы имеем показательный пример реализации сербами еще одной метаидеи - что если ты хочешь иметь максимальные перспективы развития, стремись к нормальным отношениям с соседями, а не веди себя как имперское хамло. (Хорватия во втором случае предоставила определенные гарантии сербам, а в бывшей «Краине» содействует их возвращению и реинтеграции. И эта нормализация - в общих интересах.) Рашисты эту идею тоже любят извращать, обвиняя во всем Украину, но все знают, кто и какими действиями на самом деле к этому привел. Фактически путин сам выстрелил в остатки симпатии к рф, еще когда откуда-то вытащил зека и начал активно его продвигать в президенты Украины. После путина тому, что будет на месте рф, придется с нуля учиться взаимодействовать с окружающим миром по-хорошему.
Идеи, которые этому помогут, можно сформулировать в противоположность путинофашистским:
- человек - главная ценность, а государство, которое ею целенаправленно пренебрегает, является преступным, должно быть ликвидировано и не должно быть восстановлено;
- народ - единственный источник власти в государстве и активность гражданского общества - гарант его субъектности и защиты от диктатуры;
- наука - гарант экономической и прочей конкурентоспособности, высокотехнологичная экономика заведомо перспективнее положения сырьевого придатка;
- прогрессивное общество свободы - ключ к развитию науки, технологий, экономики и качества жизни людей (а это главный смысл существования любого государства);
- война - это зло, как ее ни называй, идеология «войны как нормы» - преступна, военные преступники должны быть наказаны, а государство должно всячески способствовать мирному переходу человечества к миру без войн;
- геополитические противоречия могут и должны преодолеваться более глобальными ориентирами в ходе научно-технического и социального прогресса - включая освоение космоса, развитие ИТ, глобализацию образа жизни и т. д.;
- империя - это зло, аннексии и угнетение народов и культур недопустимы, следует поощрять взаимное развитие культурного кругозора, изучение языков и прочую культурную коэволюцию.
Так победим.