Вот пришел отзыв на «Победу Будущего» и как обычно - «да это какой-то утренник в детском саду», «такое было модно после мировых войн или даже после наполеоновской», «этого не будет, потому что человек по природе хищник» и т. д. В принципе, ничего нового, ноосфера таким кишит процентов как минимум на 99.
Вопрос в том, к чему это ведет?
Практически тотальная пессимизация массового сознания, навязывание мыслей о «неисправимости» человеческой природы и прочего дерьма фактически это самое дерьмо и умножают. Люди, погруженные в такую субъективную реальность, приучаются к тому, что это «нормально», когда слышат, что «человек человеку волк» - и сами начинают вести себя как волки. Нечто подобное как раз произошло с российским обществом вследствие многолетней системной пропаганды худшего - что мир якобы обречен конфликовать, что если ты не съешь оппонента, то оппонент съест тебя и т. д. Именно так у них атрофировалась эмпатия - путем нагнетания тотального, всепоглощающего, безнадежного страха, перед «злым НАТО», «террористами» и прочими целенаправленно вбрасываемыми угрозами. Всё это вступило в резонанс с реалиями российских 90-х, которые в свою очередь стали открытым выбросом лицемерия, копившегося под совковым фасадом «равенства», «коммунистической морали» и прочих фейков, плохо прикрывавших совсем другую реальность. Но если украинцы или, например, жители стран Балтии относительно быстро адаптировались к открытому миру и начали искоренять все эти пережитки 90-х и совка, то россияне остались на этой же стадии атомизированного, конфликтного общества недоверия, которая была умело перенаправлена пропагандой в конфронтацию с этим самым внешним открытым миром. Дополнительно ее подкачали нефтяным пузырем - и всё, дегуманизированное общество готово.
Примерно так же действовали и нацисты. Только вместо распада СССР у них было поражение Германии в 1МВ, вместо 90-х - начало 20-х с гиперинфляцией, а вместо нефтяного «процветания» - последующее индустриальное псевдочудо, реализуемое административными методами и грабежом. Нацистам досталась куда более эффективная научно-промышленная машина старой Германии, хоть и саботируемая противниками фашизма, а также самими нацистами из-за их идейной упоротости (когда перспективные направления физики объявлялись «еврейской наукой», евреи и другие «неправильные» ученые изгонялись или уничтожались и т. д.). Путинскому режиму досталась остаточная конъюнктура на нефть и газ перед энергетической революцией, а также определенные советские пропагандистские наработки и имидж «победителей фашизма» и «борцов за мир». Ну еще советский ВПК, атомка и космос, с каждым годом ржавеющие, хотя пропаганда показывала совсем другое. Так что как «экономическое процветание», так и военная машина до немецких не особо дотянули, но на контрасте с 90-ми и совком даже 100 сортов мясосодержащих продуктов и надувные танки завораживали обитателей нижних тагилов. (Когда они попытались сунуться со своим ритейлерским бизнесом в Украину, получился эпик фейл, см. историю сетей «Патэрсон» и «Перекресток». И теперь то же самое в военном аспекте.)
Но война есть война, и нацисты для ее разжигания использовали практически те же идеи, что и рашисты. Что мир жесток, что нужно бить первыми, что противник - либеральный Запад - изнеженный и слабый и т. д. Какое-то время им так же удавалось коррумпировать западных политиков, пока не дошло до открытой агрессии. И этот Запад, населенный якобы «снежинками» и «зайчиками», «внезапно» встал и врезал им по яйцам. Ибо нехрен путать гуманность со слабостью!
У Запада была мотивация - перед ним был образ лучшего Будущего, изложенный в Атлантической хартии, позидейном.же реализованный в плане Маршалла. И у СССР при всех его минусах был позитивный образ Будущего. А у нацистов их образ будущего предусматривал грабеж, рабство и зачистку «лебенсраума» от «лишних унтерменшей». Это не вдохновляло, а наоборот побуждало противодействовать, как на физическом фронте, так и на идейном.
А вот пока этого не было, была дезориентация, коррупция и увлекаемость многих даже известных личностей нацистской идеологией, как Линдберг или один из членов британской королевской семьи. Фашизмом тогда болели очень многие, собственно, даже сталинский режим по всем признакам фашизировался и заигрывал с тем самым Гитлером. Недавняя эпидемия популизма 2010-х - бледная тень 1930-х, но причина одна: отсутствие позитивной картины Будущего в массовом сознании. Немцев запугали «еврейским заговором» и «плутократами», россиян - «бендеровцами» и ЛГБТ на базе такой же или еще более упоротой конспирологии и намеренно культивируемой шизы в головах.
Если бы человечество уделяло больше внимания развитию рационального мышления и не в примитивном понимании, когда рационализм почему-то обвиняют в наступлении фашизма, хотя фашизм открыто провозглашал обратное - «триумф воли над разумом», - то и нацизм, и рашизм не нашли бы столько фанатиков и загнулись бы на старте.
Человеческое мышление по умолчанию уклоняется в пессимизм и иррациональность - так работала эволюция в изначально дикой среде, кишащей угрозами, которых нужно было непосредственно избежать и успешно размножиться. Сейчас у нас другой мир и другие задачи. Нам нужно строить цивилизацию и подниматься к более высоким уровням гуманности. И сейчас важнее именно оптимизм и рациональность как ресурсы, находящиеся в остром дефиците. Человечество всерьез задумалось о прогрессе каких-то пару сотен лет назад и не успело толком пожать его плоды, как столкнулось со злоупотреблениями из-за остатков своей неразумности. Но разве в этом разум виноват? Абсолютно наоборот - его дефицит и отрицание как базовой ценности. Способные привести к деградации даже текущего цивилизационного уровня, если продолжать относиться к современному миру по закону джунглей - в джунглях и окажешься в буквальном смысле, ну или в тундре какой-нибудь. Это именно то, что делают рашисты и куда пытаются затащить всех.
Из того, что прогресс не идет гладко в соответствии с примитивными ожиданиями 18-19 вв., не следует, что его вообще нет. Это более сложное явление, в котором бывают аномалии. Но характер и масштаб этих аномалий зависят в том числе от мышления людей, насколько они способны поддаваться остаточным приступам животного поведения.
Собственно, в «трилогии» о войне против Будущего я и попытался раскрыть тему нынешней реакционной аномалии и что будет после нее. И да, то, что будет после, в каком-то смысле похоже на мир 1920-х гг. Из этого вовсе не следует, что закончится это ровно так же, потому что история буквально никогда не повторяется. Скажем так, в прошлый раз это был локальный пик цивилизации, за которым последовал многолетний спад (аномалия фашизма, а затем еще и постмодернизм приложился), а в этот раз это имеет все шансы стать началом роста на более высокие уровни.
Почему я называю периоды временного общественного регресса аномалиями? Потому что они направлены против наиболее общих Законов Истории, за которыми стоят растущие конструктивные способности и потребности людей; но само появление аномалий и их масштаб не являются чем-то неизбежным наподобие законов физики - они зависят от содержимого человеческих мозгов. Чем больше там дерьма, тем более проблемной будет аномалия. И соответственно чем лучше мы это дерьмо вычистим, предложив более конструктивное видение Будущего, тем меньше будет зла.
В способности человечества бороться с подобными аномалиями тоже есть определенный прогресс - масштаб фашизма так и не был достигнут рашизмом, блицкриг не получился и т. д. - но это опять же не детерминированный закон физики. Этот прогресс складывается из конкретных усилий людей, зависит непосредственно от того, что мы с вами делаем. И когда я говорю о рациональном оптимизме, то это не означает, что можно тупо расслабиться и мир сам по себе будет становиться лучше. Так оно не работает. Этот оптимизм - мотивация побеждать и затем поддерживать дальнейшее развитие, двигаясь в Будущее лицом вперед. В том числе принимать меры, чтобы больше таких угроз не возникало. Повысить планку требований, от искоренения самых масштабных угроз перейти к более мелким. Сделать так, чтобы однажды вообще все войны прекратились. Это не так просто, но стремиться к этому - нормально, ненормально не стремиться. Сама же Победа над путинским мракобесием исторически предопределена, но не как что-то отдельное от общества, а на том основании, что у нас нет другого выбора. Мы не можем позволить себе проиграть. И у нас, у Запада, у Будущего, у Законов Истории есть все силы и средства, чтобы так или иначе это осуществить и разгромить гопников. Это именно тот случай, когда Законы действуют и ведут к закономерному результату. Рашизм обречен.
Наконец, то, что после Победы наступит период быстрых и значительных перемен к лучшему и основания для теперь уже массового оптимизма, - это еще и напоминание о том, чтобы в этом самом Будущем не забывали о защите от дурака. Вовремя отслеживали потенциальные риски аномалий, создавали запас прочности, принимали меры проактивно, а не как сейчас или 80 лет назад.
Есть основания полагать, что мы с этим справимся. Пресловутые 80 лет - это условная продолжительность человеческой жизни. Рашисты и их западные дружки потому и смогли заразить общество новым фашизмом, что в нем практически не осталось свидетелей старого. То же касается и табу на большую войну среди тех, кто застал 2МВ. В этой связи продолжение Перехода с неограниченным увеличением продолжительности жизни людей, в том числе заставших путинизм и то, что уже начали называть 3МВ, будет более надежной прививкой от рецидивов мракобесия. Заодно этот процесс подорвет традиционные основания для «скреп», освободив человечество от репродуктивного ига, так что таким рецидивам просто не на чем будет возникнуть. Это не гарантирует отсутствие прочих угроз, но это высоковероятный сценарий, как и почему мы сведем будущие аномалии такого рода к минимуму или вообще к нулю.
Еще раз: этот рациональный, практический оптимизм - повод к действиям, а не к бездействию! Как действует Израиль, например. Это прогрессивная, демократическая, гуманная страна, которая хронически с самого начала была вынуждена воевать. И война не превращает ее в подобие «ИГИЛ» или Северной Кореи, а наоборот, не лишает гуманности - хотя к врагам, которые покушаются на мирных граждан, Израиль беспощаден и это правильно. Но то, что делает его именно Израилем, Землей обетованной, - это ценности. Аналогично в свое время сказал Черчилль о культуре - а за что мы тогда воюем? Не является беззубой в военном плане и Швеция - одно из самых прогрессивных обществ мира.
Что в свое время либерально-демократический оптимизм «а-ля Фукуяма» (реально он был куда более сдержанным, а в некоторых вопросах вообще мракобесом) привел к завышенным ожиданиям от российской демократии и взаимного разоружения - ну так оно и было взаимным, были ДРСМД, ДОВСЕ и т. п., которые реально работали и соблюдались на то время. Факап был в другом - в долгосрочных иллюзиях, будто окончание холодной войны заодно уменьшает актуальность развития определенных индустрий в западных странах, инженерного образования («постиндустриализм» курильщика; Тоффлер и другие визионеры описывали совсем другое), развития космонавтики и т. д. Так это вовсе не был рационал-оптимизм Модерна или Неомодерна, это был постмодерн в худшем смысле, эдакое неосредневековье, иллюзия гуманитариев с дерьмом в головах, только иного рода. Но на ценностном уровне оно выступило троянским конем для неофашизма. И вот этого как раз не будет, урок усвоен. Под сходством с 1990-ми я имел в виду культурные аспекты глобализации того периода, глобальный социальный оптимизм тогдашнего Запада, но не буквальное повторение всех трендов в связи с распадом СССР и подъемом Китая. Путинский режим - не СССР, это фашизм, причем не технократический как в Германии, а упорото-средневековый. Именно таких противников такого масштаба у цивилизованного мира не было со времен Крымской войны, но тогда она не особо выделялась на фоне прочих войн. А это гопники в глобальном масштабе, вздумавшие шантажировать мир украденным достижением более высокоразвитой цивилизации - ядерным оружием. Но оно их не спасет. А грядущая Победа над этими гопниками будет означать наступление Будущего именно в максимально рационалистической комбинации и напоминать крах средневековой религиозной тирании. Эти гопники пытались взять на вооружение вообще любое зло и любую слабость человечества, они представляют собой концентрированную архаику ради архаики, дестрой ради дестроя. И потому победа над ними будет соответственно триумфом всего конструктивного и прогрессивного в радикальной форме. Из тьмы сразу на свет, по всем каналам R, G, B. Технологии, экономика, культура. Стоит предупредить заранее, чтобы не ослепило еще с непривычки. Потому что сейчас мы все в дыму винницких и других ракет.