«Цветочки?! Конечно, все только о них и слышали, - презрительно фыркает Наталья. - Нельзя поддаваться общественному мнению. Финифть в представлении масс - это цветочки. Но надо понимать, что на них мы бы давно уже исчезли».
Наталья Конова, экскурсовод при фабрике «Ростовская финифть», сегодня не просто сопровождает нас в мир финифти. Но и рушит стереотипы, связанные с темой, лежащей в истоках известного ростовского промысла, пожалуй самого живого промысла России.
Финифть (или живописная эмаль) - невыцветающая роспись мельчайшим стеклянным порошком со связующим элементом. Одна из древнейших техник в мире, живописная эмаль пришла на Русь из Византии в X веке. В переводе с греческого финифть означает «блестящий, лучезарный камень» и дает отсылку к тем временам, когда наши предки плавили не стекло, а толченые самоцветы.
В привычном виде техника закрепилась лишь в XVII веке, после изобретения французом Жаном Тутеном огнеупорных красок на эмалевой основе. Центром финифтевого дела стал Ростов Великий, который по совместительству являлся еще и духовным центром земли русской. Будучи богат православными святынями, Ростов собирал большое количество паломников, а паломникам требовались недорогие памятные вещи из местной Мекки. Решение пришло само - финифтевые иконки, писанные в простой, точечной-пунктирной манере, заполнили монастырские лавки. Ценовая политика была гуманной: аскетичная форма и отсутствие драгметаллов в оформлении делали образки доступными, никто не уходил обиженным.
В то же время финифть всегда была востребована епархией: православной церкви нужны были изящные, долговечные миниатюры для украшения окладов, крестов, облачения священников и литургических наборов. Яркая и невыцветающая веками финифть идеально подошла для этих целей.
До начала прошлого столетия производство финифти было вредным и тяжелым. За неимением муфелей эмаль плавили в обычных печах и, чтобы снизить температуру плавления красок, добавляли свинец. Но это не останавливало здешних ремесленников. В середине XIX века финифтью в Ростове занимался едва ли не каждый второй двор - так хорошо продавались изделия. В летописях упоминают, что мастерских было больше, чем булочных и аптек.
«У нас в Ростове многие люди тяготеют к промыслу. И я как из армии пришел, отправился на фабрику работать. Без специального образования, без художественной школы. Всему научили», - рассказывает один из местных ювелиров типичную историю ростовского мастера.
С приходом советской власти иконы сменились портретами вождей и пластинками с идеей дружбы народов, религиозная тематика потеряла свою актуальность. Послевоенные годы стали самым сложным временем для ростовской финифти - мастеров в промысле осталось очень мало. Артель передали под руководство завода эмалированных кастрюль, выпускались преимущественно броши, пудреницы и шкатулки с примитивной росписью - предметы, на которые был спрос. Искусство ушло на второй план, нужно было как-то выживать.
В 70-х годах жостовские мастера привозят мазковую манеру письма и растительную тематику. Эта манера стала настолько популярна, что многие ошибочно считают ее исконной ростовской финифтью. Примерно в это же время вследствие совместных проектов с Костромскими ювелирами изделия начинают обрамляться в скань. Становится модно носить серьги и браслеты с «цветочками».
«Во всем мире стиль «а-ля рюс» ассоциировался с цветами, вот на них и перешли, - делится с нами Наталья. - Дань времени. В Советский период нас пытались ограничить, говорили, что цветочки - наше родное. Хотя наше родное - это иконы, а не цветочки совсем. Вообще с семидесятых мы растительной тематики так написались, что десять лет к ней не притрагивались. И только пару лет как возобновили, когда люди снова стали спрашивать в магазинах».
Магия процесса.
[Spoiler (click to open)] Чтобы посмотреть, как создают финифтевое изделие от начала до конца, мы проходим в слесарный цех. Здесь готовят основу: вырубают в медном листе форму (не более 25 см по широкой стороне) и придают объем. Следом, уже в другом помещении, форма покрывается базовым слоем эмали. Сначала с помощью специального сита эмалевый порошок просеивают на медь, затем все отправляется в муфельную печь на несколько минут. И вот пластина для росписи готова.
«С обратной стороны кладется так называемая контрэмаль. В нашем случае она выполняет роль товарного знака. В белую эмаль добавляется толченый кобальт, образующий синие вкрапления, - так вы не спутаете наше изделие с изделиями других мастерских», - Наталья посвящает нас в хитрости производства.
На подготовленной пластине делается снимок - схематический рисунок будущего изображения. Наносится он с помощью смеси сажи со скипидаром через кальку, на которой проколот контур. После того как снимок нанесен на пластину, картинка прописывается эмалевыми красками (цветной порошок плюс машинное масло) в три этапа: малёвок, прочерк и последний - потенок. Малёвок - светотеневая моделировка композиции, прочерк - более детальная проработка изображения, а потенок - доработка мелких деталей и нюансов. Прописок может быть и больше, в зависимости от сложности задумки, например, самый трудозатратный жанр, портрет, может потребовать до пяти-шести. После каждой прописки изделие отправляется в муфельную печь.
Последняя стадия в процессе создания финифти - изготовление оправы у ювелира. Лучше всего с живописной эмалью сочетается скань, серебряное проволочное кружево. Но бывают и альтернативные варианты оправ, например литая, или выполненная в технике перегородчатой эмали.
Мастерицы не имеют конкретной тематической специализации, но у каждой есть любимые сюжеты. Большинство работниц - выпускницы школ лаковой миниатюры. А кто-то образования не имеет, зато является потомственным эмальером - родители научили. Это явление для сдельников, людей, работавших в том числе и у себя дома, было нередким.
Одна из художниц, Татьяна, вопреки всеобщему скепсису, очень любит писать цветы. Как и многие сотрудницы, она закончила Федоскинское училище и по распределению попала на фабрику. Годы прошли, а мастерица осталась в Ростове, будучи не в силах оставить промысел. Сегодня она сидит над пятью десятками эмалевых «ноготков» (так называют здесь самые маленькие пластинки) с розовыми бутонами. «Ноготки» впоследствии будут вставлены в браслеты, сережки и кольца и выставлены в витринах магазинов.
«Когда придумаешь сам интересный мотив и вдруг свое изделие увидишь на ком-то… это вообще! Приятно очень! - всплескивает руками Татьяна. - И как ее оставишь, красоту эту?»
«Важно понять, что финифть, огненное письмо, если романтичнее, - это технология. А вот что изобразить - зависит от моды. Благодаря возможностям живописи мы не ограничены, а живопись меняется в зависимости от времени. Времена сейчас хорошие. Поэтому не жалуемся», - улыбается на прощание Наталья.