Ученые все чаще говорят о том, что в основе успеха одних людей и неудач других лежит их способ мышления. И если прошлый век был веком мышления понятийного, то в XXI-м, вполне возможно, восторжествует мышление клиповое.
Современные дети, едва научившись говорить, вовлекаются в сферу традиционного для нашей цивилизации понятийного мышления. Знаменитое детское любопытство, сконцентрированное в вопросах "Что это?" и "Почему?", не что иное, как попытка осмыслить действительность именно таким образом - с помощью слов и понятий. Но вскоре ребенок с его гибким сознанием встраивается в новый, переполненный информацией мир, и его понятийное мышление меняется на клиповое.
Итог: он перестает мыслить глубоко и критично, но зато начинает думать быстро. Просто потому, что ему становится легче воспринимать, фильтровать и переваривать потоки информации не на уровне понятия - то есть оформленной словами мысли, а на уровне эмоционального образа, клипа. А он способен донести нужное быстрее.
Click to view