Козули в Архангельске в обычное время года не встретишь. Их пекут только по праздникам: традиционно - в Новый год и на Рождество, а еще на Пасху или даже на 8 Марта, если рождаются новые идеи дизайна и росписей. Каждая - произведение искусства, которое хочется вовсе не есть, а поставить как сувенир и любоваться.
Вадим Рыкалов считается одним из лучших козульщиков Архангельска. Историю рассказывает классическую. "Связано это с Новым годом. В детстве, помню, приходила к нам в гости тетя наша из Соломбалы (Соломбала - остров в Архангельске, один из старейших районов города), соломбалка, и дарила очень вкусные козули", - рассказывает Вадим. Воспоминания о тех чудесных гостинцах нахлынули после армии. А тогда под Новый год, впрочем, как и сейчас, их прямо на улице продавали бабушки. Вадим купил у одной, у другой, а вкус оказался совсем не тот, не из детства.
И он решил испечь козули сам. И ничего не получилось: все рецепты попадались с каким-то изъяном, таким, что, вроде и пряник, а не козуля. Это, кстати, говорят и исследователи, и старые мастера, что ни один мастер-козульщик своих секретов всех не откроет - каждый бережет для себя или для того, кого сочтет достойным.
Валентина Золина, недавно ушедшая из жизни, она из тех самых легендарных соломбальских козульщиц, на вопрос про фирменный рецепт всегда отмахивалась: "Да мы с жонками все всегда на глазок делаем", - хитро улыбаясь при этом. Формы для козуль Валентины Ивановны делал муж, моряк и мастер на все руки: и классических оленей и модных одно время чебурашек, а раскрашивать пряники мастерица поручала дочери и внучке. Причем внучке зеленый цвет не доверяли, чтобы веточки у елочек не испортила. "Рецепт теперь достанется от 93-летней прабабушки трехлетней правнучке Софии, которая уже хорошо понимает, какие козули вкусные, а какие - не очень", - говорит внук Валентины Золиной Михаил.
И Вадиму Рыкалову все-таки повезло: родственница жены узнала о его попытках испечь таинственный пряник и сказала: "У меня мама пекла, и есть рецепт, а сама я печь не буду". И подарила мне этот рецепт", - рассказывает Вадим. Удивительно, но вкус оказался тот самый, из детства, "соломбальский". "Хотя отличия от предыдущих рецептов были почти незаметны: ну, сахару поменьше, ну еще мелочь какая-то. И мне так этот рецепт понравился, что я с тех пор только так и делаю, ни на шаг не отступая", - говорит Рыкалов.
По специальности Вадим телеоператор, а козули для него красивое хобби, почти медитация. "Мне нравится сидеть вечерами и, не торопясь, спокойно расписывать. Ну и жена на подхвате. У меня роспись такая, более мужская, что ли, жесткая. У женщин-козульщиц она более нежная. Опять же говорят - индивидуальный стиль! "
С формами Вадим не экспериментировал: олени, домики, кораблики - очень древние для архангельского севера изображения, несущие сакральный смысл. Но однажды к нему обратился знакомый с просьбой сделать козульное сердце: виноват перед девушкой, надо прощения просить! Вадим говорит: "Думаю, как же так, не принято сердце-козулю делать! Но тот уж так просил…" - в итоге добрый мастер согласился. Девушка кавалера простила, а Вадим стал иногда делать пряники в форме сердца, хотя по канонам это уже получается не козуля.
Для архангелогородцев это был настоящий зимний козульный промысел, который позволял подработать. Особенно славились как раз мастера соломбальские. Пряник, по словам Натальи Козловой, возили на выставки, в Вологду, например, а в Санкт-Петербурге даже пытались в начале ХХ века наладить промышленное производство, но не получилось.
"В советские годы у козули была сложная история. Если во времена НЭПа пряник многим помогал выживать, то потом ситуация ухудшилась. Запретили елки наряжать, а вместе с этим и козули новогодние печь, - рассказывает Козлова. - В 1960−70-е вплоть до того, что в ноябре облавы были. Участковые знали, где пекут козули, приходили, конфисковывали. Мастера прятали формы, тесто и еще нераскрашенные пряники… Пекли из материала заказчика, денег не брали - все равно это называлось "спекуляция" и "частное предпринимательство".
В 1976 году в Архангельском в музее изобразительных искусств его директор Мая Миткевич приняла решение проводить выставки архангельских козуль. "Пригласила туда высшие чины, и УВД в том числе. По-другому уже стали после этого на козули смотреть", - рассказывает Наталья Козлова.
Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/v-strane/4902270