«В России нас - человек 30». Спортивный оператор. Секреты профессии.

Sep 26, 2017 10:13

Сколько весит камера? Почему операторы больше всего не любят дождь? Сколько времени они стоят за камерой, чтобы зритель увидел красивую картинку?

- Вы работаете на специальной камере - стэдикаме. Что это такое?

- Помимо обычных камер в трансляциях используют специальную технику. Стэдикам - система стабилизации, которая помогает камере не трястись и снимать от первого лица. Это «живая», подвижная камера на поле или на льду, рядом со спортсменами, которая крепится на операторе. Например, на нее я снимал конкурс буллитов в «Матче Звезд КХЛ». Помню зрелищный буллит Линуса Умарка - чувствовал огонь рядом. Или красивый буллит Никиты Гусева. Все это снимал я.

Работать на стэдикаме сложно физически, поэтому в России нас - человек 30. На спортивных матчах специфика сложнее, чем на телевизионных съемках, например, обычных «уличных» синхронов - работаешь в прямом эфире. Где очень важно - кого снимать, как снимать, что снимать.

Я снимаю не только хоккей и футбол - все крупные соревнования в России. Работал на Олимпиаде, Универсиаде, этапах различных Кубков мира. Создатель стэдикама, американский оператор Гаррет Браун пишет: «Не садитесь со стэдикамом на лошадь, не вставайте на коньки и не ходите по воде». Но в России уникальная история: мы снимаем кино и матчи со льда. Это позволяет разнообразить трансляцию эффектными картинками. Снимаю, кстати, и зрителей на трибунах. Жаль, пока не могу кататься вместе с хоккеистами во время игры.



- Сколько весит оборудование?

- Минимум 15 кг. Максимум - если брать кинокамеру - 37 кг. И это только консоль. Плюс 8 -10 кг устройство на руке - получается под 50 кг. Но такое бывает очень редко. Сейчас камеры становятся меньше и удобнее. Средний вес техники «Матч ТВ» - 20 кило.

- У вас должны быть супермускулы.

- Я не самый спортивный человек. Правильное использование жилета, к которому все крепится, позволяет снизить нагрузку на спину. Сильнее устают руки и ноги. Снимать камерой на плече еще сложнее: у тебя спина в неправильном положении, все напряжено, а ты еще отвечаешь за композицию и кадр. Важно хорошо высыпаться. Многие операторы ходят в спортзал: ОФП, подтягивания, бег.

- Бывает, что после съемки трясутся руки и ноги?

- Да. Все зависит от погодных условий, вида спорта и времени. Помню, работал на этапе Кубка мира по спортивной ходьбе. И у мужчин, и у женщин длинные дистанции - 20 и 30 км в один день. Работал с камерой на электроскутере. Его скорость меньше, чем у бегунов, но ходока можно обогнать. Все длилось 8 часов на жаре: у меня сгорели ноги и лицо. Хорошо, что была майка с длинным рукавом, хотя на награждении все равно еле ходил. Сложно работать и на Кубке Первого канала. Даже если ты на простой камере: кажется, ну стоишь и стоишь. А это два матча в день по 3 часа каждый.

- У операторов есть любимые и нелюбимые виды спорта?

- Есть, скорее, то, что не любишь смотреть и то, на чем не любишь работать. Скажем, мне нравятся лыжи: красивый спорт, горы вокруг, природа. Но не слишком люблю их снимать. Как правило, камера находится где-то на горе и нужно два часа, чтобы добраться до нее. Работаешь гонку - еще 2-3 часа. И тратишь время, чтобы спуститься обратно. У нас есть операторы, которые любят кататься на лыжах - они с радостью работают, потому что можно не только поснимать, но и покататься. Отработал - и домой по лыжне.

[Spoiler (click to open)]
- А теннис или бильярд? Слышала, что они мучительны, потому что долго идут.

- Есть операторы, которые увлекаются бильярдом. С теннисом то же самое: много кто сам играет и интересуется. На St.Petersburg Open ты весь день на арене.

- По-моему, это повод не любить…

- Между играми есть паузы, можно отойти в туалет или перекусить. Кроме того, за долгие трансляции дают премиальные.4

- Поэтому вы болеете за овертаймы?

- В хоккее - нет. А в некоторых видах спорта, как в теннисе, - да. Ребята по 8-10 часов проводят за камерой.

- Самые «трешевые» условия во время съемок?

- Футбол. Причем холод и жара - не так плохо, как осадки. Вспоминаю биатлонную гонку чемпионов в Лужниках с мировыми звездами. В Москве шел ледяной дождь, температура около нуля - такое не забудешь. Было и мокро, и холодно. Даже мне, подготовленному человеку в непромокаемой зимней обуви и двух куртках с ветровкой, было неприятно. Но я мог отойти и укрыться, а коллегам за стационарными камерами спрятаться было негде.

Тяжело пришлось и в жару 5-6 лет назад, когда Москву окутал смог. Играли «Спартак» и «Зенит» - на поле стояли бочки с водой для питья.

- Воду с собой носите в жаркое время?

- Проще одеться правильно: белая кофта с длинными рукавами, длинные штаны, кепка. И не переусердствовать. Все мы люди: продюсеры понимают и во время экстремальных условий делают поблажки.

Зимой важно держать в тепле руки, ноги, голову. Как иначе отработаешь на декабрьских матчах? Приезжаем заранее. Операторы стоят за камерами при минус 15 - по четыре часа. Есть еще инженеры, которые устанавливают камеры на точке, разматывают кабели и т. д. Мне немного сложнее - много двигаюсь с камерой и потею. Спасает хорошее термобелье.

- Сколько часов составляет типичный день команды операторов на «Матч ТВ»?

- Шесть - восемь. Мы приходим на работу за 4-3 часа - к сведению камер. Это процесс настройки камер на одинаковый свет - то есть чтобы каждая камера показывала лед одного и того же цвета. Снимаются превью: разминка, раздевалка, приезд, предматчевые интервью. За 2-3 часа до события все операторы уже на позициях. Потом сама игра. И после иногда снимаются небольшие сюжеты для передач. Спустя 30 минут после завершения матча инженеры сворачивают кабель, упаковывают камеры в ПТС и все едут домой.

- Вы - один из немногих стэдикамщиков, который стоит на коньках. Специально для работы научились?

- С 6 до 19 лет играл в хоккей. Перспектив попасть в профессионалы не было, пришлось закончить. Сразу попал на телевидение.

Стэдикам на льду используют только в России. Первый раз мы попробовали это в 2011 году во время финала Кубка Гагарина в матче между «Салават Юлаевым» и «Атлантом». Продюсер Андрей Лазуткин и режиссер Станислав Хитрин давно мечтали снимать матчи со льда, потому что это сделало бы трансляции более зрелищными. И благодаря руководству КХЛ - руководителю департамента проведения соревнований Сергею Козлову и начальнику департамента безопасности Журавлеву Андрею, которые пошли навстречу.

- Знаю, что вы снимали сериал «Молодежка». Расскажите об этом.

- Интересный проект, часть жизни, 5 лет работы. Именно сериал помог мне полностью реализоваться как стэдикамщику. Кинопроцесс и прямая трансляция спортивного матча на ТВ - разные вещи. Кино - маленький завод, где каждый цех имеет свою задачу. Ты ограничен во времени: за 12 часов должен снять 7 минут того, что войдет в ленту. Есть возможность что-то переделать, поменять, сделать еще один дубль. На ТВ такого нет - работаешь на событии здесь и сейчас. Второй попытки снять красиво и правильно не существует. Ты должен показать зрителю такую картинку, чтобы он понял, что произошло, и ему понравилось.

В обоих случаях нужно хорошо чувствовать спорт. Если не знаешь, не понимаешь логику, работать сложно.

- За что могут наказать оператора?

- За опоздание.

- Какие форс-мажоры бывают?

- Камера имеет много тонкостей в настройках, аккумуляторы - нужно постоянно следить, заряжать. Бывало, инженер забывал крепление.

- Самое легкое и самое сложное в работе?

- Стараюсь получать удовольствие от каждого матча - не могу сказать, что есть сложности. Самое легкое - отмена матча. Ты приезжаешь, снегопад… Есть поговорка: «Лучшая смена - это отмена». Но такое бывает редко.

- А как вообще стать оператором?

- Поступить в ВУЗ, например, во ВГИК, где учат на операторов-постановщиков. Есть ГИТР, который я и заканчивал. У меня другая история: сначала начал работать, потом получил корочки. Работа - лучший университет. Все зависит от желания: всегда можно найти тех, кто поможет. Но нужно понимать законы и основы композиции, устройство и настройки современных камер. Между практикой и первой съемкой конкретного события должен пройти примерно год: чем больше опыта, тем в большей степени ты становишься профессионалом.

- Что есть вершина карьеры оператора?

- В телевидении - режиссёр-постановщик. Шеф, который набирает команду, ставит задачи. В спортивной трансляции пика нет. Есть международные компании, которые снимают большие соревнования, но могу сказать, что не всегда там профессионалы: иногда кажется, что человек попал в данную организацию случайно.

- Как обстоят дела с выходными?

- По-разному. В основном, работаю 5-6 дней в неделю. График ненормированный, матчи по субботам и воскресеньям, так как работаю на стэдикаме, бывает, что вовсе не отдыхаю. Порой по 29 рабочих дней в месяц. Конечно, начинает не хватать общения вне работы, встреч с друзьями.

https://matchtv.ru/football/important/matchtvnews_NI783602_V_Rossii_nas___chelovek_30_Sportivnyj_operator_Sekrety_professii

Работа, Спорт

Previous post Next post
Up