Благотворительным организациям можно помогать по-разному: перечислять пожертвования, приходить волонтером в больницу, помогать с перевозкой вещей, взять на воспитание собаку. Но некоммерческим организациям также нужна профессиональная помощь. НКО растут, набирают персонал и сталкиваются с задачами, которые уже не могут решить собственными силами. На волне профессионализации сферы благотворительности зарождается течение под названием «интеллектуальное волонтерство».
В Европе и США о нем известно давно, однако в России интеллектуальные волонтеры встречаются не так часто. Чтобы понять портрет человека, готового помогать своими профессиональными навыками, группой студентов курса «Маркетинг и бренд-менеджмент» Британской высшей школы дизайна были проведены десятки подробных интервью с реальными и потенциальными волонтерами - специалистами крупных и средних компаний. Данная работа была инициирована фондом «Друзья» - полученные материалы легли в основу маркетинговой стратегии, которую по заказу фонда группа студентов разработала для онлайн-платформы интеллектуального волонтерства под рабочим названием «Банк времени».
Мотивация волонтеров.
Подробные интервью помогли понять внутренний мир волонтеров. Опрошенные переводчики, юристы, маркетологи, стратеги, программисты рассказывали о своей работе с НКО, вспоминали о том, как они начинали помогать благотворительным организациям, делились успешными и неуспешными кейсами. Оказалось, что им важно чувствовать себя социально активными, потому что они испытывают «ощущение, что ты уже чего-то добился и можешь помогать другим».
«Это потребность приносить пользу, у нас ведь и так не самая вредная профессия», - говорят многие. Это и заставляет их жертвовать коммерческими проектами и помогать, потому что “многие люди хотят что-то давать, чтобы чувствовать собственное удовлетворение”.
Портрет интеллектуального волонтера.
Но качественные интервью дают лишь пищу для размышлений. Для уточнения портрета интеллектуального волонтера был запущен количественный опрос, в котором приняло участие 235 респондентов. Анкета распространялась через Фонд «Друзья», проект «ToDoGood», крупные организации и личные аккаунты интервьюеров.
Результаты опроса уточнили портрет волонтера по ряду признаков.
Возраст респондента варьируется в диапазоне от 25 до 34 лет - 53%, 33% респондентов - возраста 35+. Преимущественно девушки - 84% респондентов.
Имеют одно и более высших образований. 2/3 респондентов занимает руководящие позиции, остальную часть представляют специалисты среднего и высшего звена.
88% респондентов имели опыт благотворительной деятельности за последние 5 лет, но лишь 30% принимали участие в интеллектуальном волонтерстве. Остальные респонденты ранее принимали участие в адресной помощи, перечисляли пожертвования и помогали благотворительным фондам. 42% респондента знают или когда-либо слышали о феномене интеллектуальном волонтерстве.
На участие в интеллектуальной волонтерской деятельности 3/4 респондентов получают положительные эмоции и удовлетворение от участия. Большинство респондентов считают волонтерскую деятельность интересной и необходимой для самореализации.
Интеллектуальный волонтер - это неравнодушный и эмпатичный человек, который любит свою работу и готов делиться своими знаниями с теми, кто не может их получить на платной основе. Он не всегда знает, где это можно сделать, поэтому платформы, объединяющие фонды и волонтеры очень востребованы.
http://philanthropy.ru/analysis/2017/06/28/51915/