Памятники Средней Азии на снимках Прокудина-Горского и 100 лет спустя. Часть 2

Oct 19, 2012 10:34

Оригинал взят у oldcolor в Памятники Средней Азии на снимках Прокудина-Горского и 100 лет спустя. Часть 2

"Визитной карточкой" архитектурного наследия Узбекистана является площадь Регистан в Самарканде, благодаря расположенному на ней знаменитому архитектурному ансамблю XV-XVII веков, состоящему из медресе Улугбека (1417-1420), медресе Шердор (1619-1636) и медресе Тилля-Кари (1646-1660). Ансамбль из трёх медресе представляет собой уникальный пример искусства градостроительства и замечательным образцом архитектурного оформления главной площади города. В 2001 г. этот ансамбль вместе с другими древними постройками Самарканда включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Однако Прокудин-Горский увидел этот замечательный ансамбль в 1911 г. совсем не таким, каким его могут видеть современные туристы. Обвалившиеся купола, осыпающиеся мозаики, падающие минареты. Чтобы спасти последние, в 1930-е гг. советские реставраторы обязали их стальными канатами.

Медресе Улугбека в 1911 и 1958 гг.:


На снимке фотографа американского журнала "Лайф" Говарда Сохурека мы медресе Улугбека скорее законсервированным, чем отреставрированным. В последующие десятилетия этот памятник был полностью восстановлен.

Вот так он выглядит в наше время:




Крупнее

Стоящее напротив медересе Шердор (Шир-Дор) сохранилось к началу 20 века значительно лучше, так как оно было на три века моложе. Но и здесь потребовалась значительная работа реставраторов.
Шир-Дор в 1911 г. и 100 лет спустя:


Крупнее

Ещё одним архитектурным символом Самарканда является мавзолей знаменитого завоевателя Тамерлана, известный под названием Гур-Эмир.
Фамильная гробница Тимура и наследников империи была воздвигнута в юго-западной части города в 1404 году. Мозаика, собранная из светло- и тёмно-голубых глазурированных кирпичей, украшает стены и барабан, геометрический мозаичный орнамент ярко сверкает на солнце.
Этот шедевр среднеазиатского зодчества занимает важное место в истории мировой исламской архитектуры. Гур-Эмир послужил прообразом для известных памятников архитектуры эпохи Великих моголов: мавзолея Хумаюна в Дели и мавзолея Тадж Махал в Агре, построенных потомками Тимура, которые в свое время были правящей династией Северной Индии.
Памятник реставрировался в 1950-х годах (наружные купола и глазурь), более масштабные работы по его восстановлению были начаты в 1967 году.

Купол мавзолея в 1911 и 2004 гг.:


Более полно объемы проделанной реставраторами работы показывает входная арка ансамбля мавзолея Гур-Эмир.
Состояние арки в 1911 г. и в наши дни:


Крупнее

Не менее удивительное впечатление производит преображение ещё одной самаркандской жемчужины - ансамбля мавзолеев самаркандской знати Шахи-Зинда.
Этому древнему некрополю Прокудин-Горский посвятил десятки снимков, наведываясь туда при каждом своём посещении Самарканда. Плачевное состояние памятников поразило его до глубины души. В своём докладе на съезде хужожников в 1912 г. Сергей Михайлович выплеснул всё своё негодование и горечь: "Мечеть Шах-Зинде. Снята к вечеру. От неё что-нибудь останется, потому что там сидят муллы, которые клянчат деньги за показ. В общем надзор до крайности мерзкий за этими замечательными девятивековыми памятниками. Не организовано ничего. Ремонта нет, никто не заботится, никого не интересует."

В советское время была проведена большая работа по научному изучению и корсервации некрополя, но ещё в 1990-е гг. большинство его мавзолеев выглядели почти как во времена Прокудина-Горского. Разительная перемена случилась с ними буквально в последние годы - теперь некоторые части ансамбля едва узнаваемы.
Так, например, выглядел Безымянный мавзолей в 1911 г. и пару лет назад:


Мавзолей Усто Али Насафи в 1907 г. и в наши дни:


Крупнее

Вход в мавзолей Ширин-Бика-Ака в 1911 г. и в наши дни:


Крупнее

Главный вход в некрополь Шахи-Зинда:


Аналогичные перемены произошли и с древними памятниками Бухары. Возможно, мы сделаем позднее по ним отдельный обзор.
Здесь мы покажем лишь одно сравнение, а именно с городской цитаделью Арк, где размещался дворец эмира.
Главый въезд в крепость в 1907 и в наши дни:


Разумеется, в 1907 г. состояние дворца эмира было относительно неплохим, его всё-таки ремонтировали. Советским реставраторам пришлось, однако, серьёзно потрудиться позднее, так как в 1920 г. красные войска Михаила Фрунзе при штурме города активно использовали артиллерию.

Мастштабные работы по восстановлению древних памятников предприняты также в соседнем Турменистане. Наиболее известные средневековые достопримечательности на территории этой страны расположены на городище древнего Мерва.
Тысячу лет назад это был центр процветающей ирригационной цивилизации, от которой к началу 20 века оставались лишь занесённые песком руины. Хотя они выглядели, в целом гораздо скромнее красочных мечетей и мавзолеев Самарканда и Бухары, Прокудин-Горский уделил им значительное внимание.
Находящиеся в стороне от основных туристических маршрутов руины Мерва до конца советской эпохи почти не изменились и лишь с обретением независимости Туркменистана их решили восстановить как символ древней культуры туркменской нации.

Одним из наиболее узнаваемых памятников там является мавзолей Санджара.
Сельджукский султан Ахмад Санджар сам распорядился построить мавзолей и нарёк его «Дар ал-ахира» («Дом загробной жизни»). В 1157 году его похоронили. Мавзолей был разрушен монголами при вторжении в Хорезм в 1221 году]. Прах султана был перезахоронен в неизвестном месте. Под надгробной плитой мавзолея до сих пор пусто.

Так выглядел мавзолей в 1911 и 1970 гг.:


Именно таким все советские зрители видели его в фильме "Белое солнце пустыни".

В 2004 году памятник был отреставрирован при содействии Турецкого агентства по сотрудничеству и развитию (ТИКА).
Теперь сравнение выглядит так:


Не менее интересна судьба мавзолея-мечети Юсуфа Хамаданского, которая подверглась коренной реконструкции в 1990-х гг.
Вид в примерно одинаковом ракурсе в 1911 г. и в наши дни:


Крупнее
Рядом с мечетью построен массивный минарет и ещё какое-то здание необычных архитектурных форм. А двора мечети, где снимались сцены из фильма "Белое солнце пустыни", больше не существует.
Этой мечети мы обязательно посвятим отдельный большой пост.

Фото-история, Узбекистан

Previous post Next post
Up