До Кувшиново из Торжка я доехал примерно за 50 минут. Автобус был старая газель с запахом солярки. Но как говорится и на том спасибо. Остановка была на Советской улице прямо рядом с кассами Автоэкспресса. Времени у меня было почти 2 часа на прогулку, да и с погодой повезло. Справа от автовокзала располагается центральная площадь города.
На площади находится бронзовая скульптура Юлии Михайловне Кувшиновой. Над памятником работал Сергей Казанцев. Создание монумента стало возможным благодаря финансовой поддержке Каменской бумажно-картонной фабрики, местных предпринимателей.
Немного истории города:
Первое упоминание о селе Каменное встречается в переписной книге Ржевского уезда в 1624 году, где сообщалось, что в сельце значится дом помещика и пять дворов. В конце 18 века на Кувшиновской Земле построены две мукомольные мельницы и винокуренный завод. В 1869 году, писчебумажная фабрика приобретена купцом М.Г. Кувшиновым, торговавшим бумагой. Уже в 1882 году основано «Писчебумажное фабрично-торговое товарищество М.Г. Кувшинова». В 1894 году владелицей фабрики стала Ю.М. Кувшинова. Энергичная, целеустремлённая хозяйка. Основное внимание она уделяла оснащению фабрики, установке современного оборудования, обустройству мест рабочих. Однако главную роль в истории города Кувшиново, она сыграла, как без преувеличения великий общественный деятель. Огромное внимание Юлия Михайловна уделяла культуре и социальной сфере, тем самым формируя особенный облик города на Осуге. В 1924 году фабричное село Каменное из волостного центра было преобразовано в рабочий поселок, который в 1938 получил сразу и статус города, и новое название -Кувшиново. Год за годом молодой город расширял свои границы под стать статусу центра целлюлозно-бумажной промышленности области.
Напротив центральной площади находится дом культуры построенный в стиле модерн.
Домом культуры он стал уже в советские годы, а до революции назывался народным домом. Считается, что автором проекта был архитектор Ф.Ф. Воскресенский. И удивительно видеть посреди небольшого города столичного масштаба дом культуры. Видно, что сохранилась дореволюционная кирпичная кладка, металлический козырек, кронштейны из козырька, деревянные двери. На территории ДК установлен памятник В.И.Ленину.
Рядом находится здание уже сталинской постройки с часами.
Я пошёл направо по Октябрьской улице. Пройдя буквально пять минут я дошёл до деревянной церкви. Это церковь Троицкого прихода Амвросия Оптинского.
Построена она в 2008 году архитектором Н.Б. Панковым. Храм строился методом «народной стройки» в течение 9 лет. Первое богослужение проведено в нем на Троицын день в 2008 году. К концу 2009 года в храме было установлено местное водяное отопление. В дореволюционные годы в селе Каменном был построен деревянный храм во имя Святой Троицы. После Октябрьской революции в помещении церкви располагался пищевой комбинат. Позже здание Троицкой церкви было полностью разрушено при пожаре.
Через дорогу от церкви находится рынок, и видимо проходят ярмарки. Но сейчас все пустовало.
Взяв кофе в местном кафе я пошёл по Октябрьской улице в обратную сторону к реке Осуга. По сторонам дома частного сектора с высокими заборами.
Здание Т.Ц. Пассаж, построенное в 1910 году в стиле модерн Ф.Ф. Воскресенским. Сейчас здесь находится крытый рынок.
Дальше находится здание администрации каменской бумажно-картонной фабрики.
Напротив стоит памятник С.М.Кирову.
Вышел к реке Осуга. Река принадлежит к бассейну Волги, приток реки Тверцы.
Небольшой уютный скверик из лавочек. А из самой реки по центру бьет фонтан. А на противоположном берегу виднеется территория фабрики.
Немного отдохнув я отправился в сторону железнодорожного вокзала. Сфотографировал по пути здание администрации Кувшиновского района.
И памятник работникам фабрики, погибшим в Великой Отечественной: Великой Отечественной войне.
И вот я подхожу к железнодорожному вокзалу.
В 1910 году стараниями Юлии Михайловны Кувшиновой была построена ветка железнодорожного подъездного пути от Торжка до сельца Каменное, а также здание железнодорожного вокзала. В 1916 году открыто почтово-грузо-пассажирское сообщение Торжок-Кувшиново-Селижарово. В 1916 году построено вокзальное здание, а в 1938 году, пристанционному посёлку, поглотившему расположенное рядом село, был присвоен статус города и наименование Кувшиново.
Здание вокзала построено в скандинавском стиле похожее на кирху в Швеции или Норвегии. Построен вокзал по проекту архитектора Флегонта Воскресенского. К сожалению со временем сложные резные элементы уже исчезли, но до сих пор можно приехать в Кувшиново и почувствовать тот самый дух предпринимательства, который брал из Европы все лучшие и привозил ни в Москву, ни в Петербург, а сюда.
Из интересных исторических деталей здесь сохранился мотив северного модерна - это шестигранные скошенные сверху окна и какие-то сказочные существа.
Рядом с вокзалом находится водонапорная башня.
На втором этаже здания вокзала находится музей. Но к сожалению по непонятным причинам он не работал и посетить мне его не удалось. Поезд состоящий из одного плацкартного вагона и тепловоза ТЭП70БС был уже подан на платформу.
Поздоровался с проводницей и зашел внутрь. Мне предстоит проехать 149 километров по железной дороге от Кувшиново до Осташкова за 4 часа 53 минуты.
Продолжение следует.