http://rus.ruvr.ru/2012_03_05/67464913/ Любопытно.
Выделю для себя пару моментов:
- Первый раз я оказался за границей в 1989 году, во времена, когда здесь еще была вполне советская цивилизация. То есть это был, действительно, шаг из цивилизации в цивилизацию, из одного мира в другой. И контраст был очень серьезный.
Прошло несколько лет, и этот контраст изгладился, а к настоящему моменту он изгладился совершенно, на мой взгляд. И тогда, да, это был шок определенный. То есть тот шок, который я пережил, впервые оказавшись в западном магазине, он понятен для любого советского человека, но я очень быстро раскусил момент, который для меня был даже в чем-то трагичен.
Потому что, живя в Советском Союзе, мы испытывали определенные иллюзии по поводу западного общества, многие недостатки человеческого характера, падшей человеческой природы, проявления ее списывали на советский режим. И достаточно было три дня провести на реальном Западе, чтобы убедиться, что все то, что особенно раздражало нас в советском режиме, это явление всемирное. Я вернулся из первой поездки с чудовищными словами "Совок всемирен".
Да, яркое впечатление от яркой, красивой жизни и одновременно с этим столкновение с западным чиновничеством, которое оказалось ничуть не лучше нашего, а в некотором плане даже и хуже. Потому что нашего чиновника хоть взяткой можно обойти, а тамошний комплексант сидит на своем маленьком стульчике, за своим маленьким столиком, и у него нет другого в жизни наслаждения, как уязвить того, кто пришел к нему с просьбой. Мы там, помню, чуть не застряли во Франции из-за вот этих вот дел… и шок был, когда я понял, что Франция буквально разит социализмом, что она чуть ли не более социалистическая страна, чем Россия тогдашняя в духовном плане. Я Мишелю говорю: "Миш, тут воняет социализмом". Он говорит: "Ты заметил, да?" "Да, да! Это сложно не заметить".
Так что вот такие противоречивые впечатления. С одной стороны, это было очень здорово, а с другой стороны, разочарование в иллюзиях постсоветского человека, который грезил о неком царстве свободы и справедливости.
И вот еще 3 шоковых нюанса, которые, может быть, малозначительны, но для меня они были серьезными: оказалось, что там можно пить воду из-под крана, потому что у нас пропаганда прожужжала все уши об ужасной экологической ситуации на Западе. После этого я понял, где на самом деле экологическая ситуация ужасная.
Второй момент, это оборванные арабские ребятишки, которые мыли окна автомобилей. Прошло несколько лет, и у нас беспризорники замельтешили с этими тряпками. Когда я увидел это в первый раз, я пережил шок именно советского человека: эти дети... когда же они учатся? Или что, они не учатся? То есть то, о чем твердила советская пропаганда, эксплуатация детского труда, я это увидел своими собственными глазами. Я тогда, конечно, не мог подозревать, что все не настолько трагично, как мне показалось, но тем не менее.
Ну и третий момент, о подобном же случае я потом где-то читал, кто-то-с этим тоже столкнулся. Я помню, мы едем с Мишелем, и он мне говорит: "Вот замок баронов таких-то… я смотрю на этот замок и задаю очень советский вопрос: "Как интересно, а что там сейчас?" Он на меня посмотрел удивленно и говорит: " Ну как что, там живет барон". И тут я понял, что это такое, непрерывное течение цивилизаций без вот этой кровавой ямы в 70 лет.
Вот настолько показательно, что даже потешно порой.
Обращаю внимание, что человек в упор не понимает связи между детьми, которые не могут ходить в школу, и бароном в замке, пишет про "яму кровавую в 70 лет". Христианин добрый, зла не ведающий. Почти что рукопожатный. Иллюстрация, однако :( Logic mode off.
Я, конечно, не сочуствую арабам и их детям, поскольку, как показали последние события, иждивенцы они все поголовно, несмотря на все заискивания перед ними со стороны французских властей. Но показательно в любом случае. "Кровая яма" хоть и не была безупречной, но однозначно дети вне школы воспринимались тогда и воспринимаются даже сейчас как нечто невообразимое и неестественное. Поразительные гномики у Серёжи у Калугина в голове живут.
Ну хоть понял, что "совок" явление вненациональное, и то прав.
Если уж на то дело пошло, то "совок" - для меня, во всяком случае, не настаиваю на верности определения - это ограниченность, прежде всего, в мышлении и нежелание выходить за рамки собственного восприятия всего, следование шаблонам и оценка окружающих событий сугубо с точки зрения шаблонов. То есть, всё должно быть так и не иначе, а факты рассматриваются и применяются сугубо по желанию оценщика, и если не вписываются в его личную картину мира, то тем хуже для фактов.
Посему вынужден признать, что Сергей такой же совок, как и многие жители планеты Земля. Напомнил мне одного таксиста, защищавшего Ходора, нормально относившегося к тому, что вся страна воровала в 90-е годы, но дико удивлявшегося, что в нашей стране есть голодающие менты-курсанты (видел таких, мелочь стреляли в 2004-м на Проспекте Мира). Не понимал дядя, что всеобщее воровство может привести к такому вот. Нет же, как же. Свобода, частный бизнес, уважение прав личности, ну и христианство сразу же. Батюшки ж не мешали особо происходящему, а наоборот проповедовали в стиле "не суди и не судимы будете", грехи отпускали, машины с квартирами освещали. "Лишь бы к Богу пришёл". Получите, что имеете.
Хочу в заключение отметить, что по сути-то самый гнусный "совок" начался не при коммунистах как таковых, а в позднюю эпоху, и вырос-то он не из ранних времён, когда восстанавливалась разрушенная страна, а в эпоху застойную. Вся вот эта вот брежневская беззубость, "лишь бы не было войны", культ шмоток и ярлыков, мещанство всё это прокисшее. Хотя сравнивая с рассказами очевидцев тех периодов и нового этапа с демократической ширмой, то как-то понимаешь, что в те годы было как-то попроще. Не так бестолково, как сейчас. Ибо сейчас все недостатки в ещё большей степени усилились.
Да, всё ж таки фанаты узко одной группы или исполнителя реально ограниченные и неприятные люди. Я не против сборищ по интересам, но вот когда люди следуют во всём во многом за своим кумиром, повторяют как неоспоримые истины его слова, оправдывают его во всём, слушают сугубо то, что слушает он, то понимаешь, что перед тобой обычные обыватели, совки, которые фанатством прикрывают собственную пустоту и собственный тлен. Не важно, кто там может быть, фанаты Калугина ли, пусть и Крупнова, пусть и Сагадеева, да и любого музыкального человека, от битлов до каннибалов ;)
Мне в этом плане ближе люди типа того же Джеффа Уотерса из ANNIHILATOR. Человек если не знает чего-то, то хотя бы молчит и не высказывается по разным околополитическим вопросам. На мой взгляд, профессиональный подход заключается не только в умении что-то делать, но и в умении не делать, когда не умеешь. Иногда действительно лучше молчать, чем говорить.