Столица продолжает пожинать "плоды" времен правления молодой команды Черновецкого. Кажется, будто незаконным застройкам в нашем городе никогда не будет конца. Все потому, что многие застройщики получили свои участки на известных "ночных" заседаниях Киевсовета, где втайне от посторонних глаз, незаконные землеотводы и грабёж коммунального имущества расцвели, достигнув невиданных масштабов.
2008 году грянул кризис, который несколько отложил во времени тотальную застройку Киева. Только сейчас, после кризиса 2008 г. строительные компании снова приступают к работе, в то время, когда миллионы киевлян не знали и до сих пор не знают, что их детская площадка, парк или автостоянка уже давно им не принадлежат.
Разрешить строительные конфликты в правовом поле очень сложно. Формально у застройщика есть документы и соответствующее постановление Киевсовета о передаче участка. Вопрос только в том, каким именно образом застройщик получил все необходимые документы?
Например, «разрешение» на строительство в парковой зоне или на месте памятника культуры. Конечно, это незаконно, нарушает всевозможные строительные нормы, но доказать это нужно в правовом порядке.
Однако несколько десятков общественных активистов вряд ли смогут на равных соперничать с организованными и подготовленными юридическими отделами строительных компаний, которых, к тому же, часто поддерживают местная власть, силовые структуры и суды.
Глава КГГА Александр Попов, будучи полностью подконтрольным Партии регионов, даже при своем тайном желании чем то помочь киевлянам, все равно ничего бы не сделал. То же самое касается и коррумпированного Киевсовета, целиком и полностью занятого решением своих бизнес-вопросов. Хотя разрешение вопросов спорных застроек находиться именно в компетенции городских депутатов.
При искреннем желании навести порядок в столице и наличии оппозиционного большинства в Киевсовете, все решения о незаконных землеотводах могут быть пересмотрены и отменены. Где, по договоренности с застройщиком, ну, а где-то и в судебном порядке.
Люди ломают заборы и дерутся с охранниками стройплощадок отнюдь не потому, что им больше нечем заняться. Просто это остается едва ли не единственным аргументом, который действует на власть и застройщиков, т.к. механизм коммуникации с местными жителями и общественного согласования решений у власти просто отсутствует.
Как только начинается очередной строительный конфликт - местная власть самоустраняется, оставляя людей наедине с их проблемами.
Обращения во всевозможные инстанции все равно не дают никакого результата. Противостояние общества с бюрократическим аппаратом государственной машины, часто не заканчивается даже тогда, когда какой-то строительный объект уже практически построен.
Но кроме частных и корпоративных интересов, есть еще общественный интерес - города и его жителей. Если стеклянно-бетонное сооружение уничтожает единственный парк, разрушает исторический памятник или забирает у детей одну на несколько дворов площадку, киевляне, на общественных слушаниях, должны иметь полное право не допустить подобное строительство.
Остается небольшая надежда на то, что после выборов в Киеве, новый состав Киевсовета все-таки вернет киевлянам украденное самоуправление. Это, прежде всего, касается возвращения районных советов, пересмотра большинства землеотводов 2006-2012 гг., усиление роли общественных советов и обязательное принятие во внимание результатов общественных слушаний, соблюдение неотъемлемого права киевлян посещать заседания Киевского городского совета и многое другое.
Если людям не вернут эти права, тогда силовой аргумент в конфликтных ситуациях станет не исключением из правил, а опасной нормой.