Оригинал взят у
petr_akopov в
Невозвращенец СурковПро Суркова - думал, уже никогда не придется его поминать, так нет, смотри-ка, никак не успокоится...
Невозвращенец
В августе помощник руководителя администрации президента Владислав Сурков был… Нет это не сообщения с лент агентств на будущей неделе, и здесь не перепутаны Сергей Иванов и Владимир Путин - это август 14-летней давности. 3 августа 1999 года помощник Александра Волошина Сурков был назначен заместителем главы президентской администрации. В Кремль Сурков попал за полгода до этого - когда возглавивший администрацию главы государства Волошин взял к себе помощником сделавшего в узких кругах имя пиарщика олигархов. За неделю до выдвижения Путина в премьеры и преемники, Сурков получил повышение - и с тех пор 12 с лишним лет занимался внутренней политикой, идеологией и пропагандой. И концептуально, и кадрово.
Он был одним из самых влиятельных людей в стране - а для участников политического процесса (от партий и депутатов до политтехнологов и активистов) и вовсе самым влиятельным после президента. Но до Путина далеко... Он не был простым исполнителем - он был выдумщиком и затейником. Ему ставили задачу - а он часто находил такие способы ее решения, в результате применения которых существующие проблемы лишь загонялись внутрь, порождая все новые и новые вызовы.
Крайняя и главное абсолютно бессмысленная (для решения поставленных Путиным задач - например, обеспечить принятие Думой необходимых законов) зарегулированность всей политической системы, стравливание всех и вся, идеологические и организационные симулякры вместо реальной государственнической национальной пропаганды и рекрутирования патриотично настроенных общественных сил на поддержку власти.
Сурков не мог действовать иначе - манипуляции (чиновниками, обществом и прессой) были тем единственным, что он любил и умел, и чему научился в славные 90-е, «продвигая» олигархов Ходорковского и Авена-Фридмана. Главная беда и вина (как перед страной, так, кстати, и перед Путиным) Суркова в том, что для него не существует добра и зла. А сам процесс для него важнее результата - но и пуговицы при этом были пришиты, так что не вникавшее в тонкости его работы начальство было довольно.
Не совсем, конечно, но все же - на кого заменишь человека, так хорошо умевшего объяснить и подать результат работы, и никогда не жалующийся на невозможность сделать что-либо. К тому же основное время Путина было занято геополитикой и экономикой - на чисто политическую и идеологическую работу его уже не хватало (да к тому же он, отравленный позднесоветской казенной пропагандой, только недавно стал избавляться от пренебрежительного отношения к идеологии, понимать, что без нее никуда). И уж тем более он не вникал в политтехнологические приемы - которые со временем едва не подмяли реальную политику и идеологию.
Впрочем, с годами все больше задач Сурков формулировал себе сам - потому что он ведь отвечал за процесс, и ему было скучно, когда совсем ничего не происходило в той реальности, которую, как он считал, он создал.
Но к концу нулевых стало понятно, что сконструированная им реальность все больше расходится с действительностью. Причем новые проблемы все чаще возникали как раз как последствия тех самых приемов «имитации», которые применял Сурков. В 2011 году его положение, казавшееся непоколебимым, вдруг зашаталось - Владимир Путин тянул с объявлением о своем выдвижении в президенты, и Сурков решил, что Путин в Кремль уже не вернется. И не просто решил, а стал продвигать «общественный запрос» на второй срок Дмитрия Медведева. Тут его интересы совпали с интересами олигархата, активно игравшего на недопущение возвращения Путина.
Но тут последовало создание Путиным Объединенного народного фронта, проведенное без помощи и участия Суркова - в этот момент стало понятно, что теперь внутренней политикой в России Путин будет заниматься, опираясь на других людей. Сурков формально ушел в декабре 2011-го, после начала болотного движения - когда сваренная им каша уже полезла из котелка и он реально испугался, что ситуация выйдет из под контроля. Он отсиделся в Белом Доме до мая 2013, когда стало окончательно понятно, что никакого второго центра власти под прикрытием ДАМ ему создать не удастся.
После возвращения Путина в Кремль начался переход от разруливания имитационных и управляемых политических процессов к работе с реальными политическими течениями. Новые кремлевские кадры не читали Борхеса и не любят рэп, не интеллектуальны, и вообще не производят на креативную публику того демонического впечатления, что производил Сурков - но зато они гораздо ближе к русской земле, чем к кокаиновому асфальту, они практичные реалисты и приземленные прагматики, не делающие из собственных комплексов материал для конструирования параллельной вселенной. Говоря проще, вместо политтехнологий они занялись политикой.
Конечно, это труднее - но зато власть теперь хотя бы честно смотрит на симптомы, что позволяет поставить более-менее точный диагноз, а не оценивает состояние общества по наведенному глянцу и макияжу. Российской политике смыли грим - и стали хотя бы внятно видны ее здоровье и ее болячки. Правильно поставленный диагноз - половина успеха. Так что честный взгляд дорогого стоит.
И даже если Сурков когда-нибудь вернется в Кремль в качестве какого-нибудь помощника президента по инновациям - что очень маловероятно - то понятно, что возврата к сурковщине, политике имитаций и манипуляций ради манипуляций, уж точно не будет