Пинии с фонтанами

Nov 05, 2013 23:00

Никогда не понимал - как Италия в 1920-х могла стать фашистской? Ведь не было там ни Бетховена, ни Вагнера! Итальянская музыка - благозвучная и глупая, предсказуемая и пустая. И барокко ихнее, и опера, и современная эстрада. Теплохладность бессодержательная. Ни малейшего зла! Впрочем, добра тоже.

Но я, оказывается, неправ. Был у итальянцев свой вагнер. Я узнал об этом буквально неделю назад. Звали его Отторино Респиги. Чуваку не повезло. Он учился в дореволюционной России, у Римского-Корсакова, а зрелого уму-разуму набирался у Равеля с Дебюсси. И еще работал в Германии. Короче, импрессионист с примесью романтического вагнеризма и кучкистскими замашками. А тут - бац - и пересадили его на родную, итальянскую, почву. Но он не испугался. И как он прикололся! И как врубился! И вруб его пришелся как раз на пришествеие Муссолини. И Респиги пришелся, в свою очередь, тут как нельзя кстати. Его "Римскую трилогию", три офигенных симфонических цикла, "Пинии Рима", "Фонтаны Рима", "Праздники Рима" - подняли на щит ультраправые. На самом деле лично я бы и сам поднял его - осилил бы без помощи сопливых. Ну потому что круто.

Вот вы знаете, что такое "пинии"? Я уже изучил вопрос. Это сосны такие, на титанические грибы похожие. Столь же характерная деталь римского пейзажа, как крымского - кипарисы. Живут по 500 лет и более... Вы знаете, что такое Аппиева дорога? Верю, знаете. Там, на этой древней дороге, тоже растут дренвие пинии. Нынешние пинии видели колонны наполеоновских гренадер, видели австрийцев-имперцев, видели гарибальдийцев-краснорубашечников. А их прабабушки слышали, как апостол Петр спрашивал Христа - "Кво вадис?"; видели триумфы консулов и цезарей, видели распятых гладиаторов, нашествие Гензериха. Давайте и мы на что-нибудь посмотрим. Четвертая часть цикла "Пинии Рима" - "Аппиева дорога".



...Ага, вот. Душный полдень. Вечный Город в тревоге: далеко в перспективе Аппиевой видны тучи пыли. Очевидно - там движется огромная масса людей. Кто это? Может, это варвары, которые разбили нашу непобедимую армию, и теперь надвигаются на ромулов град, чтобы вырезать все живое? Кто нас спасет?! Нет... Ближе, ближе... Нам почудилось, или слышны букцины? А вот уже видны орлы легионов. И штандарты когорт. Блестят серебряные пятерни манипул, ритуальные фашины и топорики - это наши, наши вернулись! Это наши вломили аццких звездюлей варварскому войску, и вырезали все живое в варварских селениях! Аве! Триумф! Имперский угар и чад кутежа!

И идут, идут нескончаемые ряды грубо вытесанных из глыб мяса мужиков. Они одинаково привычны к виду пафосных торжеств и выпущенных кишок. И одинаково к ним равнодушны. Но горды - да, мы правильно делаем свою кровавую работу.

image Click to view



А еще на дирижера отдельно стоит посмотреть. Некий крутой комментатор ролика назвал его "Моисеем, раздвигающим Красное море". Но лично у меня ассоциации гораздо более прямолинейные и приземленные. Думаю, таков был старик Блюхер, когда под Ватерлоо орал, выводя своих пруссаков из леса - "нет пощады лягушатникам! Я  лично расстреляю всякого, кто посмеет взять в плен француза! Убивайте их! Убивайте!"



А на самом деле дирижер - сам француз, кавалер почетного легиона. А еще, на самом деле, Респиги не - фашист. Английская вики утверждает, что он был аполитичнен. И вообще он мелодичен и добр. Ну, примерно как Вагнер - разве что  более лиричен. Ведь итальянцы чувственны и очень любят петь. Но у Вагнера есть козырь - изрядный стаж прижизненного и посмертного гения. Его уже не стереть из истории. А Респиги, повторюсь, не повезло. Фашистам он обязан своим краткосрочным триумфом - и почти полным забвением ныне. Даже среди музыкантов с в/о мало кто знает его фамилию и способен узнать его в "угадайке". Но лично я угадаю.

И я даже рад, что раньше не слышал его. Потому что, недавно казалось, уже всю хорошую музыку мира переслушал. А тут, гляди-кося, открытие. Мало того, я открыл для себя не просто новую музыку, а нечто большее - целый Рим! Вот перерыл тут весь интернет в поисках видео на тему "фонтан виллы Медичи вечером". Уже все закутки этой самой виллы способен, наверное, обойти с закрытыми глазами. Но чтоб вечером, да чтоб фонтаном - так и не видел. Теперь обязательно в Рим надо съездить - только ради того, чтобы увидеть эту самую виллу вечером. С фонтаном. Хочу удостоверится - не врет ли мне Отторино? Неужели и вправду ты так волшебен, Вечный Город?

image Click to view



И еще насчет фашизма. Просто тема такая, спекулятивная. Потому как-то сама собой под руку и подвернулась.А если подвернулась - надо выворачиваться. Вывернусь. На самом деле я, когда работал в разведке, уже был в Италии - добывал информацию о перемещениях Муссолини. А легенда мне, как разведчику, досталась ливерная - как будто я зубной врач. Вы представляете?! Ведь я никогда не бывал по ту сторону бормашины... Это было ужасно - впервые, наобум лазаря, без навыков, без знаний, без чувства инструмента, ковырять зубы ни в чем не повинных простых итальянцев этой вот машинкой - маленькой и аккуратной, но мощности огромной. Однако я смог. Я справился. Я не мог не справиться. Вы же знаете, короче.


PS. Много чего еще

импрессионизм, Музика, bungle's page

Previous post Next post
Up