Вовсе не собирался писать про Александр Порфирича, просто случайно наткнулся в сети на бесподобный заголовок: "Великие химики. Бородин, как композитор". Возмутился. Какой к черту Бородин химик? И какой он, к лешему, композитор? Шучу, конечно, композитор Бородин гениальный. Но то, что он растрачивал жизненную энергию на химию, медицину, общественную и преподавательскую деятельность - заслуживает всяческого осуждения. Он непростительно мало нам оставил. Хотя с другой стороны, заройся он в музыке с ушами, как коллеги-кучкисты, может, он бы не смог остаться самим собой.
Лично я нахожу, что его музыка как бы… Нет, не проще. Понятнее, что ли, народу, чем у других его собратьев по кружку. Может, это потому, что он не тестировал алгебру гармонией, а просто делал то, что понятно его друзьям-химикам? Естественно, ситуация упрощена. Но все-таки из всей "Могучей кучки" Бородин был ближе всего к аудитории. И при этом он никогда не позволял себе опускаться до попсы. Он - не попсовик. Живи он в наше время, ездил бы на дорогущем байке и играл бы рок.
Старый консерваторский анекдот: "сколько симфоний у Бетховена? - три: Героическая, Пасторальная и Девятая". По плодовитости последний венский классик обошел Бородина: симфония у нашего кучкиста всего одна - Вторая, "Богатырская". Когда Джон (хардрокер-гитарист), слышит ее звуки, он встряхивает воображаемым (ныне подстриженным) хайром и с упоением начинает в унисон с оркестром наяривать тяжелые риффы на воображаемой гитаре.
Вообще Вторая симфония, да и Симфоническая картина "В Средней Азии" Бородина звучат на удивление современно. А как оно выглядело более века назад?. Может, эти вещи просто шокировали тогдашнего обывателя, как в 80-е Metallica - райком комсомола?
Конечно, параллель между Бородиным и рок-музыкой примитивна. Композитор никогда не скатывался до штампованных ходов и примитивных гармоний, сотавляющих основу рокешника. Зато есть в его музыке драйв, свобода и естественность, к которой сегодня стремятся патлатые электрогитаристы. И если у забугорных наших друзей это в редких случаях получается, то у отечественных говнорокеров всегда выходит все та же сраная "мурка" или глупое "солнышко лесное", на которые, как арахисовое масло, намазан прозападный саунд, непечатное слово. Вот спрашивается - на хрена ехать в Вудсток за тульским самоваром? Зачем искать драйв в прериях и пампасах? У нас что, своих просторов не хватает? Рок придумали в России.
"Богатырская симфония", 1-я часть. Сказать стоит, к вопросу о национализме, что Александр Порфирич - Лукич на самом деле, и к тому же Гедеванишвили. Бастард грузинского князя от русской крестьянки. И офигительно русский по духу. А кто-то помнит, кстати, какие цитаты из русских опер вошли в повседневную жизнь? "Паду ли я, стрелой пронзенный", "Уж полночь близится, а Германа все нет", "Ни сна, ни отдыха измученной душе", "О дайте, дайте мне свободу"…Кажется, все, - если не брать в расчет простебанного Римского-Корсакова ("в пещере каменной нашли бочонок водки..."). Хит-парад - 4 цитаты. Две - из Чайковского, две - из Бородина. Вроде бы счет 2х2. Но надо учитывать, что у П.И. опер, кажется, с десяток, а у Лукича/Порфирича - одна, "Князь Игорь". И стала она, наравне с "Борисом Годуновым" визитной карточкой русской оперы, как таковой.
Вообще-то задумывал Бородин патриотическую трагедию в букве и духе "Слова о полку игореве". Но жанр трагедии он похерил, введя в действие скоморохов-гудошников Скулу и Ерошку - реально смешных, хоть и неприятных. С рафинированным патриотизмом тоже не вышло: получилась жесткая картина древнерусской жизни - с паханами и шестерками, с трусами-предателями и пассионариями, готовыми угробить ради своих амбиций всех и вся. Мне лично из всех персонажей симпатичнее хан Кончак. Да и колорит у драмы получился наполовину восточный: по опере раскиданы Половецкие пляски, балетные номера, ставшие мировым суперхитом на все времена.
Последняя сцена "плясок" - одно из самых ныне цитируемых классических произведений. Импортные фигуристы, которым не хватило наглости кататься под "Лебединое озеро", частенько используют в качестве музсопровождения фрагменты этой вещи. Буйные выходы подгулявшей половецкой солдатни переигрывают и маститые рокеры, и продвинутые электронщики. Проскакивает здесь и тема закаспийских полонянок, улетевших на крыльях ветра непосредственно на Луну - где их и обнаружили афроамериканские специалисты по инопланетным расам во главе с Warren G, с перепугу приняв за стопроцентно русских баб.
Забавен финал сцены: кульминация варварского "отрыва" наступает под звуки самого недвусмысленного канкана. Наверное, во времена первых постановок "Князя Игоря" такая толстая ирония была актуальна. Современная же публика убогие оперетки и водевильчики конца XIX века уверенно воспринимает, как классику - в силу их возраста, очевидно. Я же считаю, что и старый осел остается ослом. Блевать меня тянет от попсы всех времен и народов - в том числе от Штраусов и Кальманов. Да ну и ладно с ними.
Половецкие пляски (эпизод последний).