Во вторник - 10 ноября, депутаты Совета Койгородского района должны определиться с будущим руководителем районной администрации. Мы все знаем, что кресло это - весьма несчастливое: оба предыдущих его обладателя - Михаил Тебеньков и Юрий Перепаденко - получили уголовные наказания за разного рода махинации.
Фактически сыктывкарская ситуация. И, насколько известно, ситуация эта приводила к тому, что кандидатов на смену Ивану Поздееву приходилось буквально уговаривать, да не по одному разу, дабы они все-таки приняли участие в соответствующем конкурсе.
Но Койгородок, как выяснилось, - вовсе не Сыктывкар. Претенденты на должность район-менеджера полны решимости не только по-олимпийски участвовать, но и победить. Дабы оказаться как раз на Олимпе - пусть и весьма специфическом. Койгородском.
Конечно, в самом этом желании ничего предосудительного нет. Значит, есть-таки даже в таком, казалось бы, далеком районе республики решительные люди, готовые взять на себя ответственность за его судьбу. Странным, правда, представляется, что основные кандидаты в эти решительные люди - женщины. Исполняющая с мая прошлого года обязанности главы администрации района Нина Костина и уроженка Койгородского района заместитель Министра культуры Коми Лариса Ушакова.
Можно по привычке вздохнуть: феминизация, мол, особенно на гос- и муниципальной службе, тем более в Республике Коми. Не будем торопиться со слишком простым в своей глобальной обобщенности выводом. Все гораздо конкретнее. Если, конечно, задаться вопросом: самостоятельна ли нынешняя и.о. руководителя администрации?
Для начала просто напомним, что нужда в исполнении кем-то обязанностей руководителя администрации Койгородского района возникла, конечно же, после приговора Перепаденко. Тот, как известно, совершил ряд странных действий, в результате которых район лишился некоторых предприятий, например, центральной котельной и прачечных (не говоря уже о радении своим человечкам-предпринимателям, ну да у кого из мэров их нет?). Сущая мелочь в масштабах республики и тем более страны, но для района такие мелочи жизненно важны, а самое главное - такую часть этих «мелочей», как финская дровоколка, трактора и КАМАЗы для перевозки дров, район сейчас вынужден выкупать из частных рук, в которые когда-то их успешно отправил г-н Перепаденко.
У этих рук, разумеется, есть и имя - Павел Синнер. Известный в Койгородском районе предприниматель, скажете вы, сославшись, допустим, на своего знакомого из Койгородка. Возможно - кивну я вам в ответ, но тут же добавлю: понятия не имею, предприниматель ли он, но о том, что Синнер сейчас первый заместитель руководителя администрации Койгородского района, да, знаю, см. хотя бы официальный сайт администрации.
За свои махинации Перепаденко был наказан смехотворным на фоне нынешних дел образом: оштрафован на 150 тысяч рублей. Но не это было главным наказанием: бывший военный комиссар Койгородского района Перепаденко лишился на полтора года права занимать ответственные государственные и муниципальные должности. Для служивого, вероятно, это наиболее неприятная санкция. Но на что нам дана солдатская смекалка?..
Традиционно именно первые замы призываются исполнять обязанности отсутствующего по тем или иным причинам руководителя. В случае с Синнером случилось, однако, странное кадровое решение: сначала приставку «и.о.» получила г-жа Костина - и только потом она назначила Синнера своим (то есть не своим, а как бы вообще) первым заместителем. Но дело даже не в Синнере.
Те, кто живет в Койгородке, и особенно - те, кто работает в администрации, отлично знают, что реальное, то есть политическое, руководство ею осуществляет вовсе не Нина Костина. В администрации есть еще один заместитель - Алена Кузнецова. Курирует она социальную сферу, и такое кураторство вроде бы не оставляет ни минуты времени для чего-либо еще. Но двужильная Алена Геннадьевна работает как минимум за двух, а то и за трех. Во-первых, именно мимо нее не проходит ни одно важное кадровое решение. Во-вторых, именно она занимается такой вроде бы формальной, но на самом деле вовсе не формальной, штукой, как выборы.
И в этом ничего противозаконного, вероятно, нет. Иные сотрудники администрации, прямо обязанные следить за кадрово-выборными процессами, небось, ей еще и спасибо скажут за то, что освобождает их от лишней работы. Правда, как сообщают источники в Койгородке, работа эта, которая вроде бы предполагает долгие, изматывающие поездки по посёлкам и переговоры если и не со всеми избирателями, то, по крайней мере, с наиболее влиятельными из них, на самом деле вовсе не такова. То есть поездки-то есть, и весьма частые, но почему-то все время… в Сыктывкар.
Вероятно, г-жа Кузнецова днюет и ночует в социальных министерствах и ведомствах, выбивая из них столь нужные для района средства? Странно, но секретари руководителей этих ведомств практически не видят Алену Геннадьевну в своих приемных. Зато ее отлично знают полицейские на входе в резиденцию Главы РК.
Ого! - скажете вы, - да у койгородского-то зама по социалке вон какие пробивные возможности! К самому Главе (ну, сейчас, вероятно, к врио Главы) ходит!
Не спешите: в Желтом доме отнюдь не один Глава сидел и будет сидеть. Здесь масса управлений, отделов и подотделов, и есть среди них, например, управление по развитию территорий. Это очень нужное управление - потому что не все же Сыктывкару развиваться, правда?
Возглавляет управление по развитию территорий Ильяс Ермолаев - известный политтехнолог, начавший свою работу в Коми еще во времена Владимира Торлопова (sic!). Начавший - и успешно продолжавший. И продолжающий. Когда мы говорим о политтехнологиях применительно к бывшему руководству республики, мы традиционно вспоминаем две ключевые фамилии - Чернов и Марущак. Первый был «нашим политическим всем», второй - так сказать, «директором по общественному мнению».
Но, помимо общественного, есть еще и кулуарное, аппаратное, подковерное, собственно политическое (в нынешнем российском понимании этого слова), мнение. Вот именно за формирование этого кулуарного мнения в муниципалитетах и отвечает г-н Ермолаев.
До недавнего времени эта схема выглядела так: с места приезжает ходатай. Допустим даже - ходатай с пустыми руками (что, конечно, для нравов, до недавнего времени царивших в Желтом доме, выглядит «некрасиво»). Ходатай испрашивает возможность занять тот или иной пост. Ермолаев, взвесив запрос (и в переносном смысле тоже), идет советоваться понятно с кем. Понятно кто взвешивает уже со своей точки зрения.
Если взвешивание совпало с ожиданиями, на занятие того или иного кресла дается добро. Функция Ермолаева в этом случае - разработать конкретную технологию посадского назначения, ну и рассчитать все необходимые издержки, конечно.
Сейчас для г-на Ермолаева настала счастливая пора: ему уже нет нужды бегать к Алексею Леонидовичу. Теперь он все решает сам. Благо как раз подоспели выборы глав муниципальных образований и их сити-менеджеров. Вот во вторник, в частности, - в Койгородке. Где полтора года назад был так некстати отстранен от власти давний приятель Ильяса Абдусаламовича Юрий Перепаденко. И сейчас приходится принимать в качестве ходатая Алену Кузнецову.
Г-н Ермолаев, конечно, вынужден принимать во внимание, что она - гражданская жена г-на Перепаденко. Но это, извините, уже личная жизнь. И она вообще никого не касается.