Спасибо Kevin Kelly за его эссе «
Better Than Free».
Мне пришлось адаптировать его идею для нашей реальности и развить тезисы относительно книгоиздания.
Конечно, я больше ориентировался на современную иллюстрированную книгу, авторскую фотокнигу и корпоративную промо-книгу, поскольку генеративные качества могут создавать только живые авторы и издатели.
Интернет - это мощная копировальная машина. Когда копий слишком много, они обесцениваются, а вещи, которые нельзя скопировать, становятся редкими и ценными.
К примеру, доверие нельзя скопировать и его необходимо завоевать, заработать со временем.
Вы предпочтете иметь дело с тем, кому вы доверяете, поэтому доверие - это нематериальный актив, ценность которого постоянно увеличивается в мире, наполняемом копиями.
Есть ряд других качеств, аналогичных доверию, которые трудно скопировать и которые, таким образом, приобретают ценность в нашей сетевой экономике с точки зрения пользователя.
Генеративная ценность - это качество или атрибут, которые должны быть произведены, выращены, культивированы, вскормлены. Эти атрибуты производятся уникальным образом, на своем месте, со временем. На цифровой арене генеративные качества добавляют ценность бесплатным копиям и поэтому их можно продать несколько раз.
1. Непосредственность
Факт премьеры, презентации непосредственного прототипа или конечного продукта хороший мотив для читателя: я был там и участвовал в этом. Покупателей подкупает сам генеративный процесс. Они могут видеть, трогать, критиковать прототипы или готовые книги и в итоге повлиять на проект или будущий успех изданий. В памяти остается соучастие в создании образа, то есть книга, отчасти, уже своя. На этом держится, в том числе, краудфандинг.
2. Персонификация
Экземпляр книги может быть персонализирован под читателя, согласно его личной легенде, закрепляя отношения между ним и автором. Автограф автора - самое “липучее” качество персонального экземпляра. Персонификация - один из путей реализации продукта, логичное продолжение техники «личных продаж».
3. Интерпретация
Любые полезные дополнения в виде мультимедиа. Наряду с бумажной книгой, читатель может получать дополнительные материалы в сети, например, поучительная история того как создавалась эта книга. К примеру, каждая кулинарная книга содержала персональный код, предъявляя его, можно было участвовать в конкурсе рецептов.
4. Подлинность
Есть ли в книге маркеры подлинности, не копируемые в on-line? Форма бумажного издания постоянна в отличие от файла epub, fb2. Дизайн книги не меняется и не прогибается под платформой цифрового носителя а «резиновая верстка» - это обманчивый комфорт пользователя. Решение limited edition дает растущую ценность твердой копии против бесконечных копий цифрового файла. Конечно, достоверность важна только тем, кому это не безразлично. Признайтесь, иногда подмывает перезвонить в аэропорт, уточнить время вылета, хотя перед глазами есть расписание в сети. Цена ошибки велика и цена подлинности тоже.
Титульные и выходные данные - это подпись редакции под гарантией качества своей работы. Когда Photoshop стал могильщиком достоверности, редакции новостных журналов престали принимать файлы в формате RAW (по этическим соображениям) и требуют только JPG непосредственно с exif. Подлинность становится важнейшим генеративным качеством печатных изданий. Защищая подлинность (и миллиардные прибыли) на переднем крае полиграфии, генерят дизайнеры изощренные «по защите» упаковки для косметики и лекарств.
5. Когнитивность
Книга обладает тактильностью. Бумага приятна на ощупь, переплет пахнет, поля позволяют делать заметки и закладки. Книга весома. Она сродни человеку, когда он держит ее в руке и если дарит кому-то, то уже с частью себя. Так проявляется еще один вид «липучести» - подарок. Все эти чувства никак не проявляются в сети. Согласитесь, зачитанная до дыр библия производит большее впечатление, чем ее новенький томик, не говоря уже про планшет. Кому вы будете дарить цифровой томик стихов на флэшке?
6. Воплощение
Музыка бесплатна, а живое исполнение дорого. Эта формула быстро становится общим знаменателем не только для музыкантов, но даже для писателей. Выставка, совмещенная с презентацией книги, живая автограф-сессия, лекция автора - мотив покупки книги прямо на месте, лично пожимая руку автору.
Книга может-быть даже бесплатна, если входной билет на лекцию ее автора стоит почти тех же денег.
7. Патронаж
Читателям нравится награждать автора в знак благодарности, потому что это позволяет им установить с ним связь. Но платить они будут только при трех условиях: если это легко сделать, если цена адекватна и если они будут уверены, что деньги пойдут непосредственно автору. Одна из таких моделей установления такой связи между автором и читателем - краудфандинг. Эта неуловимая связь, которая создается между благодарными поклонниками и артистом, многого стоит. В 2013 году Земфира выложила в сеть свой бесплатный альбом «Жить в твоей голове» и последующий гастрольный тур все оправдал.
8. Находимость
Когда есть миллионы книг, треков, фильмов, софта, миллионы всего, что требует нашего внимания (и большинство из них бесплатны), то быть найденным - это большая ценность.
Вы всегда можете найти первое издание книги в каком то месте, спустя много лет после выхода тиража.
Книга будет на 100% аутентична, несмотря на изменившиеся времена. Возможно ли это с цифровым файлом?
С другой стороны, выращивать «находимость» можно, например, через шорт-листы нишевых конкурсов, где трудятся критики, обозреватели и журналисты. Авторские фотокниги позиционируются как часть indie-культуры, где есть свои агрегаторы и каналы репрезентации: фестивали и конкурсы. Чтобы стать частью этого культурного события, ощутив лично себя как действующее лицо, нужно всего лишь купить входной билет.
В итоге, речь идет о синтезе генеративных качеств, которыми должна обладать книга.
Закончить хочется отличным примером от Kelly: «Саму таблетку сделать ничего не стоит. В лекарствах мы платим за Подлинность и Непосредственность, а однажды начнем платить за Персонификацию».