Canadian Pacific Steamship Company любила называть свои корабли именами императриц различных стран и регионов. В составе их флота была и Empress of Britain и Empress of Japan, а в 1912ом году в Глазго для них построили два однотипных лайнера - Empress of Asia и Empress of Russia. По стандартам трансатлантиков лайнеры были скромного размера - 16500т и имели умеренную скорость в 19 узлов, но внешне были очень даже похожи на своих более крупных собратьев. Они могли брать на борт 284 пассажира первого класса, 100 второго и 800 третьего. Переданный своим хозяевам в начале 1913го года лайнер вышел в первый рейс в апреле 1913го года и тут-же поставил рекорд транс-тихоокеанского перехода - 9 дней 2 часа и 15 минут.
Естественно после начала войны адмиралтейство не смогло пройти мимо такого корабля и реквизировала его для вооружения в виде вспомогательного крейсера. Она была вооружена четырьмя 120мм пушками (по одному источнику, на фото видно по крайней мере 6 пушек) в Гонконге в августе 1914го года. Интересно что артиллеристами на ней были французы. В 1914ом году Императрица участвовала в отлавливании немецких судов в Тихом океане, а в ноябре приняла с HMS Sydney 230 матросов и офицеров (включая самого фон Мюллера) крейсера SMS Emden и доставила их в Коломбо. В 1915ом году она служила в Индийском океане и шалила в Красном море - сначала вместе с индийскими колониальными войсками оккупировала турецкий остров Kamaran в Красном море, потом вместе с Empress of Asia защищала Аден, до того как туда пришли регулярные английские корабли, затем она расстреляла порт в городке Salif после того как турки отказались сдаваться, а в заключение пригрозила сделать тоже самое в порту Hodeidah где турки взяли в плен английского и французского консула если они не будут возвращены. После нескольких дней раздумьев турки вернули обоих консулов. В 1916ом году обе Императрицы вернулись назад на гражданскую службу до 1918го года когда их перевели на Атлантику для перевозки американских солдат в Европу.
После войны последовала гражданская работа до ноября 1940го года ВМВ когда лайнер был опять переоборудован в войсковой транспорт и перевозил войска по тихому океану, а потом по Атлантике. А в 1944ом году он работал плавказармой в Росайте для Советских моряков принимающих корабли по ленд-лизу. Лайнер встал на ремонт в июне 1945го года для приспособления к перевозке канадских солдат из Европы домой, но 8го сентября на его борту начался сильный пожар и он полностью выгорел. Старый лайнер восстанавливать не стали и отправили на слом. А ее сестра - Empress of Asia была потоплена японскими пикирующими бомбардировщиками на подходе к Сингапуру 5го февраля 1942го года.
Под катом много фото и чертеж на нее из различных интернет источников. В основном сильно кликабельно.
1. RMS Empress of Russia в роли войскового транспорта в 1918ом году. Корабль несет прекрасный пример dazzle camouflage.
From UBC Library Digital Collections2. Новенькая Empress of Russia входит в Ванкувер в июне 1913го года
From City of Vancouver archives3. У пассажирского пирса в Ванкувере, 1913ый год.
From City of Vancouver archives4. Хорошей фотографии вспомогательного крейсера HMS Empress of Russia я не нашел, тут она видна на заднем плане. UPD: крейсер на первом плане это HMS Hampshire. Фото было сделано где-то в первой половине ноября 1914го года. Спасибо
ext_2755963.
From UBC Library Digital Collections5. Две 120мм пушки на носу
From City of Vancouver archives6. Кормовые 120мм пушки и французские артиллеристы обслуживающие их. Интересные у них были щиты - не видел такие раньше. А что это за модель пушки была?
From City of Vancouver archives7. Французы учатся стрелять из винтовок. На заднем плане 120мм пушка.
From City of Vancouver archives8. Empress of Russia принимает на борт раненных с SMS Emden
From City of Vancouver archives9. Капитан von Mueller сходит на берег в Коломбо.
From 10. Высадка колониальных индийских солдат для захвата острова Kamaran
From City of Vancouver archives11. В роли войскового транспорта в 1918ом году
From UBC Library Digital Collections12. HMS New Zealand и RMS Empress of Russia в Ванкувере в 1919ом году
From UBC Library Digital Collections13. Мирная жизнь Императрицы, 1924ый год
From UBC Library Digital Collections14. Опять на войну - Empress of Russia покидает Ванкувер в ноябре 1940го года. Видно что на корме стоит какое-то орудие.
From UBC Library Digital Collections15. Конец карьеры - Empress of Russia в огне, 8 сентября 1945го года
From UBC Library Digital Collections16. Выгоревший корпус
From UBC Library Digital Collections17. Чертеж на RMS Empress of Russia
From Schiffbau, 9 Sept 1914