Мы все время от времени принимаем неверные решения, но знали ли вы, какие психические препятствия могут сбивать вас с пути?
Существует ряд когнитивных искажений, которые влияют на наше поведение, начиная от того, что мы едим, и заканчивая продвижением по карьерной лестнице, и мешают нам в осуществлении наших планов.
Ниже представлены 20 самых распространенных когнитивных искажений, которые могут помешать вам сделать правильный выбор.
Эффект якоря
Люди слишком полагаются на первую информацию, которую они услышали. В переговорах, касающихся заработной платы, тот, кто делает первое предложение. устанавливает разумные перспективы по мнению человека.
Эвристика доступности
Люди преувеличивают важность информации, которая им доступна. Человек может спорить, что курение не является вредным, так как знает кого-то, дожившего до 100 лет, который выкуривал по 3 пачки сигарет в день.
Эффект стадности
Вероятность того, что человек примет убеждение, увеличивается, основываясь на количестве людей, которые являются приверженцами этой точки зрения.
Эта мощная форма группового мышления является одной из причин, почему собрания часто бывают непродуктивны.
Слепое пятно в отношении когнитивных искажений
Неспособность признать свои собственные ошибки мышления тоже является искажением. Люди склонны замечать когнитивные и мотивационные искажения у других гораздо чаще, чем у себя.
Искажение в восприятии собственного выбора
Когда вы выбираете что-то, вы, как правило, испытываете положительные эмоции, даже если у этого выбора есть недостатки. Например вы считаете свою собаку лучшей, даже если она время от времени кусает других людей.
Иллюзия кластеризации
Это тенденция видеть схему в случайных событиях. Она помогает понять различные заблуждения в азартных играх, как например убежденность, что на рулетке вероятнее выпадет красная ячейка после серии красных.
Предвзятость подтверждения
Мы склонны прислушиваться только к той информации, которая подтверждает наши предубеждения.
Искажение консерватизма
Это когда люди отдают предпочтение предыдущим доказательствам, а не новым свидетельствам и информации, которая появилась. Люди не сразу приняли факт, что Земля круглая, так как у них сложилось первое представление о том, что она плоская.
Ошибка классификации
Тенденция искать информацию, когда это не влияет на действия. Больше информации - это не всегда хорошо. С меньшим количеством информации люди часто делают более точные прогнозы.
Эффект страуса
Решение игнорировать опасную или негативную информацию, зарывая голову в песок, как страус.
Отклонение в сторону результата
Склонность судить о решении, основываясь на результате, а не на том, как именно принималось решение в тот момент времени. Выигрыш в азартных играх не означает, что решение играть на деньги было разумным.
Эффект сверхуверенности
Тенденция переоценивать свои способности, что ведет к неоправданному риску в повседневной жизни. Эксперты больше подвержены этому предубеждению, чем непрофессионалы, так как они убеждены в том, что правы.
Эффект плацебо
Когда простая вера в определенный эффект ведет к тому, что этот эффект осуществляется. В медицине, люди которым давали "пустышки", часто испытывали то же физиологическое воздействие что и те, кто принимал настоящие препараты.
Предубеждение в пользу инноваций
Когда сторонник нововведений склонен переоценивать пользу и недооценивать ограничения.
Эффект новизны
Тенденция придавать большее значение последней информации, а не более старой.
Значимость
Тенденция фокусироваться на легко узнаваемых характеристиках человека или идеи. Когда вы думаете о смерти, вас больше беспокоит перспектива быть убитым львом, чем вероятность умереть от статистически более вероятной причины, как например, в автомобильной аварии.
Выборочное восприятие
Тенденция, при которой мы позволяем ожиданиям влиять на восприятие мира. Так например в игре в футбол одна команда будет считать, что противник делает больше нарушений.
Стереотипизация
Ожидание от группы или человека определенных характеристик, не имея истинной информации о человеке. Это позволяет нам быстро определять незнакомцев, как друзей или врагов, но люди часто злоупотребляют этим.
Систематическая ошибка выжившего
Ошибка, при которой фокусируются только на примерах выживания, заставляя нас недооценивать ситуацию. Например, нам кажется, что начать свое дело легко, так как мы не слышали о тех, кто испытал неудачу.
Предпочтение нулевого риска
Социологи выяснили, что мы любим определенность - даже если это неэффективно. Полностью устранение риска при этом означает, что шансы вреда уменьшаются до нуля. Примером может стать ситуация, когда человек боится осложнений операции больше смерти, несмотря на то, что данные статистики указывают на обратное.
источник