Искусство «потусторонней» фотографии появилось в 19 веке, когда предприимчивый ювелир из Бостона Уильям Мюмлер (William H. Mumler) заслужил себе славу фотографа-медиума, якобы способного с помощью фотокамеры вызывать духов умерших людей. К тому моменту разговоры о том, что привидений можно увидеть на фотографиях ходили уже в течение пары десятилетий, но считается, что Мюмлер первым додумался извлекать из популярного суеверия коммерческую выгоду.
Уже через несколько лет инициативу бывшего ювелира переняли фотографы Ричард Боуснелл и Эванс Стерлинг из Лондона и братья-шотландцы Крейг и Джордж Фальконеры. Первые двое скопировали манеру Мюмлера практически один в один, «улавливая» изображения потусторонних сущностей, парящих позади сидящих моделей. Последние решили специализироваться на фотопортретах «эктоплазмы» (нематериальной субстанции или духовной энергии, которую медиум «вытягивает» наружу во время сеанса). Эктоплазма в исполнении братьев выглядела как зловещие скопления густых белых облаков рядом или вокруг человеческого лица.
Возможность познакомиться с этим странным и забавным направлением фотографии мы получили благодаря посвящённому истории блогу «Запасник» («The Vault») и сотрудникам галереи Свон (Swann Auction Galleries), которые извлекли фотографии Фальконеров, Боуснелла, Стерлинга и их современника Фредерика Хадсона из архивов для грядущего аукциона под названием «Взгляд нации: альбомы с фотографиями, моментальные снимки и предметы» («The Vernacular Eye: Photographic Albums, Snapshots & Objects»). По словам Свон, такие фотографы, как Фальконеры, не только предлагали зрителям посмотреть на работу медиума в течение сеанса, но и проследить за процессом съёмки и проявки фотографий.
Разумеется, всплеск популярности «потусторонней фотографии» в начале двадцатого века сопровождался дозой здорового скептицизма. «Братья были арестованы и осуждены в 1931 году, - рассказывает Свон, - когда двое полицейских в штатском, исполнявшие роль моделей на сеансе, уличили их в фотоманипуляциях и, следовательно, мошенничестве». Да и сам Мюмлер в 1860-х подвергся судебному расследованию.
История уже устала доказывать, что фотокамера в руках умельца - это идеальный инструмент манипуляции. Тем не менее гадалки, медиумы, экзорцисты и экстрасенсы, зарабатывающие на хлеб, среди прочего, с помощью подобных фотографий, не только не перевелись с годами, но и пооткрывали собственные теле-шоу. А лучше бы продолжали снимать привидений на чёрно-белую плёнку, право слово.
источник Поддержи автора - Добавь в друзья!